deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Работы Константина Худякова на IX художественной ярмарке «Арт-Москва»

Обзор прессы
Работы Константина Худякова на IX художественной ярмарке «Арт-Москва» | Предстояние. Деисис

Ведомости, 26.05.2005, №94 (1375)

До понедельника в Центральном доме художника будет открыта 9-я Международная художественная ярмарка «Арт Москва». Современное искусство представлено на ней в лучшем виде — прекрасные работы, высокие цены и бодрящие впечатления. [...] Марат Гельман выставил, к изумлению осведомленной публики, две работы из проекта Константина Худякова «Предстояние». На «Арт Москву» такое искусство брать не принято, по мрачности и пафосу не подходит. Но дорогостоящие компьютерные портреты евангельских героев мощной танковой атакой проталкивали через строгий экспертный совет. В конце концов Гельман сдался и впервые, как признался «Ведомостям», полюбил произведения художника Худякова, которые трактует как образец искусства брежневских времен с Малой Грузинской, в последнее время забытого. [...]

Коммерсантъ, №94 (№3178), 26.05.2005

[...] Девятая ярмарка достигла рекордного размаха: в ней приняли участие 53 галереи, причем более трети из них — иностранные. [...] Предполагается, что нынешняя «Арт-Москва» проходит под девизом «Территория искусства. Без цензуры. Людям с повышенной восприимчивостью не рекомендуется». И когда перед открытием ярмарки в залах ЦДХ был замечен гражданин в камуфляже и со спаниелем на поводке, в пору было предположить, что собачка призвана искать бомбы, которые могли бы подложить на экспозицию какие-нибудь борцы с современным искусством, тем более что спаниель был замечен на стенде галереи Марата Гельмана, против которого недавно пытались возбудить уголовное дело в связи с «разжиганием религиозной розни и политического экстремизма». Обнаружить что-либо взрывоопасное не удалось ни спаниелю, ни особо нервной публике — ничего «нецензурного» на ярмарке не наблюдалось. Самым злободневным по теме, но при этом подчеркнуто традиционалистским по форме оказался стенд галереи «Ковчег», представившей «Рисунки по делу» Павла Шевелева — ранее непрактиковавшийся в России, но известный по американскому кино жанр рисованного репортажа с судебного процесса по делу Михаила Ходорковского. А самым устрашающим (как по виду, так и по цене) предметом на стенде самого Гельмана оказались дигитальные иконы-фотороботы из проекта Константина Худякова «Деисис» по €30 тыс. каждый. [...]

Известия.ру, 30.05.05

[...] На трех этажах более 50 галерей (среди них впервые — американская) торговали сотнями произведений русского и иностранного современного искусства. По сравнению с прошлым годом не только увеличился масштаб ярмарки, но и ее внешний вид. Все стало совсем уж чистенько, даже стерильно, почти как на мадридской ARCO или «Арт-Базеле». Галереи хотят произвести приятное впечатление, окончательно завоевать симпатии клиентов. В связи с этим изменилось и искусство, ставшее сугубо коммерческим, продажным (в смысле продаваемым) и радующим глаз. Понятно, что фотографию полуобнаженной красавицы продать легче, чем снимок фашиствующего молодчика. Как результат — цены выросли в полтора-два раза. Если в прошлом году рекордом (для русского искусства, миллионного Уорхола и трехсоттысячного Кабакова в расчет не берем) было 50-60 тысяч евро, то теперь мы еще на 15-20 тысяч приблизились к стотысячной отметке.

Это прекрасно. Это небывалый успех. Это потрясающая демонстрация того, что наш рынок крепнет и процветает. Это радость для всех: и художников, и галеристов, и коллекционеров, и публики, которая в этом году валила валом. Огорчает одно: с повышением массовости и коммерческой успешности «Арт-Москва», как, честно говоря, и русское современное искусство в целом, утратила свой былой драйв. И уже практически ничто не вызывает тех восторгов, тех страстей или споров, которыми сопровождались все предыдущие ярмарки. [...]

Единственным раздражителем на фоне всей этой лепоты был проект, сначала отвергнутый экспертным советом ярмарки, но затем появившийся на стенде Галереи Гельмана. Компьютерные коллажи из цикла «Деисис/Предстояние», как и год назад в Третьяковке, шокировали публику, очевидно, напоминая ей о бренности бытия. И тот погромщик, что порезал работу Александра Косолапова, где Христос изображен на фоне надписи «Макдоналдс», потом признался, что вторым в его черном списке стоял Христос из «Предстояния».

Но дело, конечно, не в религиозных страстях, которые постоянно преследуют Галерею Гельмана, а в том эстетическом возбуждении, которое абсолютно ушло из нашего современного искусства. Впрочем, не будем забывать, что «Арт-Москва» — это ярмарка и что когда на ней был эстетический драйв, все требовали коммерческого куража. Который вот теперь наконец и появился.

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров