deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Репортаж с открытия выставки «Предстояние/ Deisis» в государственной Третьяковской галерее 7 октября 2004 года

Репортаж с открытия выставки «Предстояние/ Deisis» в государственной Третьяковской галерее 7 октября 2004 года | Предстояние. Деисис

Открытие выставки «Предстояние» стало полномасштабным светским мероприятием. В филиал Третьяковской галереи на Крымском Валу пришли три министра, помощник премьера, десятки бизнесменов и бессчетное число женщин в бриллиантах. На следующей неделе на модную в кругах власти выставку ожидается паломничество администрации президента. Словом, событие состоялось, считает светский обозреватель «Известий» Божена Рынска.

Сделать открытие выставки полноценным светским мероприятием удается редко, особенно если отсутствует фуршет. Во всех музеях, за исключением Эрмитажа, открытия скучны до отвращения. Некоторые московские вернисажи сопровождает игра на рояле, но и рояль не способен развеять царящее там уныние. Выставка «Предстояние» открылась в зале на Крымском Валу, куда светская публика не то что не ходит, а даже о существовании его не догадывается, настолько это не модная площадка. Однако продюсер проекта, крупнейший в мире коллекционер икон, бывший советник Павла Бородина — Виктор Бондаренко доказал, что не место красит человека, а человек — место. А если это человек влиятельный, то тем более: впервые к этому зданию, больше похожему на райком партии, чем на картинную галерею, подъезжали «Майбахи», «Бентли» и «Мерседесы» с мигалками и госномерами.

Перед самим открытием господин Бондаренко был настроен скептически. «Вот если бы «трусы» открывались или «цацки» какие-нибудь, они бы пришли, а так... на фиг им духовность и культура! Им нужны колбаса или нефть!» — сказал он, имея в виду, что московский бомонд скорее предпочтет открывающиеся на этой неделе бутики нижнего белья и бриллиантов. Однако мрачные прогнозы коллекционера не подтвердились. Именно самые «серьезные» люди, тяжеловесы пришли к «духовности и культуре», тогда как на «цацках» и «трусах» были обычные тусовщики. Высокую явку — визиты министра экономического развития Германа Грефа, помощника премьера Александра Починка, министра природных ресурсов Юрия Трутнева — обеспечило громкое имя коллекционера. К тому же за день до открытия господин Починок передал книгу о выставке премьеру Михаилу Фрадкову. Тот, по слухам, отмахнулся, потом пролистал, затем сел и стал читать.

Несмотря на серьезный бюджет проекта (около миллиона долларов), господин Бондаренко не предложил гостям даже шампанского. Причем вопрос «наливать или нет» был одним из самых принципиальных — устроители долго колебались, меняя решение каждый день. В конце концов постановили: никаких бутербродов и алкоголя. Событие серьезное, нечего тут пить и есть. Пищи духовной будет достаточно. Так и оказалось.

Гости прибывали, началась давка. Директор Третьяковской галереи Валентин Родионов, в серенькой курточке и с полиэтиленовым пакетиком в руке, прохаживался на расстоянии с неприкаянным видом. В это время «по-английски» покинул выставку министр культуры Александр Соколов. Его никто не провожал. Вообще министр не первый раз приятно удивляет умением не «навязывать» себя обществу и не делать из своих визитов event. На лестнице господин Соколов столкнулся с господином Родионовым, но даже не поздоровался с ним. Неожиданно директор музея скинул куртку, всучил кому-то пакетик и помчался на парковку встречать Германа Грефа.

Министр вошел в зал, встал у иконостаса — и, специально для него, включили музыку. (Выставку сопровождал реквием, написанный группой Dejavu.) Публика расступилась, и Герман Греф оказался лик к лику со святыми. Луч скользил по героям священной истории, и вслед за ним господин Греф переводил глаза от одного портрета к другому, внимательно вглядываясь в картины. Известно, что министр — специалист по каббале, а значит, многое непонятное ему понятно, а за дополнительными разъяснениями господин Греф обратился к господину Бондаренко.

Протоиерей Всеволод Чаплин тоже представлял этот проект. (На днях Синод вынес решение, что надо двигать церковь в массы, а потому все, даже авангардные способы продвижения приветствуются.)

К закрытию вернисажа явился помощник премьера Александр Починок. Он, как и Бондаренко, коллекционер, собирает редкие старинные книги. Некоторые гости обратили внимание, что портрет Гиппократа сильно смахивает на Починка. Оказалось, глаза для Гиппократа действительно «позаимствовали» у чиновника — его фотографировал художник Константин Худяков. Господин Починок шарахнулся от светской прессы, однако светскому обозревателю удалось подслушать, как он признавался знакомым: «Я эту книгу читал всю ночь». (Имелся в виду альбом «Предстояния с философскими статьями».)

Уже под занавес, когда гости, среди которых были разномастные банкиры, глава Musa Motors Борис Тетерев, композитор Эдуард Артемьев, писатель Эдуард Лимонов, дьякон Андрей Кураев, президент Национальной ассоциации радиовещателей Эдуард Сагалаев, совладелец бренда «Скавия» в России Леонид Голдберг, обеспечивающий брильянтами многих «рублевских», разошлись, на двух серебристых «Мерседесах» приехали певец Иосиф Кобзон с женой Нелли. Супруга господина Кобзона внимательно изучила экспозицию и принялась расспрашивать, почему на портреты попали именно эти люди.

Стало известно, что на следующей неделе желание посетить выставку изъявили госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Павел Бородин и некоторые представители администрации президента. Возник вопрос о VIP-прослушиваниях реквиема. Но господин Бондаренко и композиторы эту идею отвергли. «Перед Богом все равны, а значит, начальники будут слушать на общих основаниях», — сказали они.

Фото Андрея Лосева

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров