deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Шоу-иконостас в Третьяковке

Илья Колодяжный

В действительности, чтобы художнику понравиться нашей публике, нужно не так уж и много. Во-первых, при создании полотна желательно использовать компьютерные технологии. Во-вторых, работа должна непременно вызывать сильные эмоции (не обязательно положительные). В-третьих, для усиления впечатления показ произведения следует сопровождать световыми и звуковыми спец-эффектами. И в-четвёртых, избранная тема должна быть, что называется, на «грани фола», то есть шокирующая, выходящая за рамки общепринятых норм морали. Все эти условия «успеха» были в точности соблюдены авторами «Предстояния». Представленная ими инсталляция исполнена под трёхрядный православный иконостас. Слева и справа от центрального изображения головы Христа помещены 22 «психологических портрета-реконструкции» библейских персонажей, христианских святых и философов, а также увеличенное в сто раз изображение запястий Иисуса, пробитых гвоздями, что, по мнению авторов, символизирует Распятие. Все портреты сделаны в гиперреалистической манере: отчётливо видны на лицах капли пота, крови, лопнувшие капилляры, поры и т. д.

Впечатление, конечно, сильное. А если сюда добавить соответствующее световое и звуковое оформление (специально установленные софиты поочерёдно выхватывают из сумрака зала то один, то другой огромный полутораметровый «лик» и на полную катушку звучит компьютерная трансмузыка, которую иначе как психоделической не назовёшь), то ощущение, что ты присутствуешь на шок-шоу, полное! Поражает и какое-то бездумное, почти звериное выражение лиц на полотнах. Одним словом, не иконостас, а галерея отъявленных бандитов. Ни одного человеческого, одухотворённого лица. Все как на подбор — фотороботы, под которыми обычно пишут: «Их разыскивает милиция». Впрочем, говорят, что для одного из портретов виртуального иконостаса позировал экс-министр труда Починок. Подтверждением этому служит тот факт, что Починок несколько раз посещал выставку и показывал её гостям. Кстати, многих удивило присутствие в инсталляции таких персонажей, как Александр Македонский и Николай Второй. Ещё больше удивили те «научные комментарии», написанные к выставке историком Романом Багдасаровым. Оказывается, Македонский был «триумфальным подобием Христа до Христа, сделавшим глобальные ценности гуманными», а Николай Второй «должен был повторить голгофский путь Христа, чтобы доказать свою праведность Церкви».

Теперь несколько слов о технологии создания «Предстояния». С помощью профессиональной цифровой фотокамеры было оцифровано около 350 моделей, в результате чего в digital банк, состоящий из семи жёстких дисков, «закачено» более 60 000 изображений, что обеспечило синтезирование практически любого образа путём многотысячных операций по цифровому клонированию, трансформациям, фильтрациям и другим обработкам. Вывод на холст осуществляется с помощью широкоформатного плоттера. На заключительной стадии все изображения обрабатывались масляными красителями при помощи аэрографа и дополнительно покрывались в несколько слоёв лаком, усиливающим свето- и влагостойкость всего произведения.

Интересно, а что думают о «Предстоянии» её создатели? По мнению автора идеи и куратора проекта Виктора Бондаренко (известного в Москве как коллекционера икон и основателя издательского дома «Паспорт интернэшнл»), «Предстояние» — это не иконостас, а светское произведение, не посягающее на каноны церковного искусства. Задачей проекта было «создание современной религиозной композиции, сакральных образов, впитавших в себя сущность всех катаклизмов нашей эпохи с помощью новых технологий, посредством нового инструментария. Чтобы они соответствовали духу тех людей, которые любят рок-музыку, рэп, тяжёлый металл, ездят на Harley Davidson». Как считает Бондаренко, по психологизму образов «Предстояние» превзошло фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». А художник этого проекта Константин Худяков, отвечая на вопрос, почему портреты написаны в несвойственной русской школе натуралистической манере, сказал, что он хотел показать библейских персонажей реальными людьми, с их реальными мучениями и страданиями.

Примечательно, что этот арт-проект получил одобрение Православной церкви в лице заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода (Чаплина). Инсталляция произвела на священнослужителя сильное впечатление. По его словам, «Предстояние» является искренней попыткой осмыслить религиозную тему через самые современные художественные средства и пробуждает в людях духовную жажду. Поразительный случай, не правда ли: славившаяся своим консерватизмом наша церковь благословляет псевдорелигиозный арт-кич. Ещё удивительнее, что подобная выставка могла состояться в музее, стены которого освящают иконы-картины нашего великого и всегда современного русского живописца Андрея Рублёва.

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров