deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Апофеоз

Дмитрий Барабанов

За что был арестован Заратуштра и где скрывался от правосудия Моисей?

Думаю, что на следующее утро после вернисажа своего «Предстояния» в Третьяковке, художник Константин Худяков проснулся уже в новом статусе. Случилось нечто исключительное — в вечно пустых залах ГТГ наблюдался феноменальный аншлаг. Трудно вообразить себе выставку современного искусства, к которой одновременно проявили бы интерес Герман Греф, Александр Починок, Иосиф Кобзон, о. Всеволод Чаплин и Андрей Кураев, многочисленные бизнесмены, светские леди и дамы полусвета, критики и кураторы, бодрая молодежь и т. д. Все слои населения.

Итак, что же такое «Предстояние»? Это — многолетний, эффектный, дорогостоящий и трудоемкий проект, осуществленный триумвиратом, состоящим из: автора идеи, предпринимателя и коллекционера Виктора Бондаренко, художника Константина Худякова и историка Романа Багдасарова. В затемненном зале зрителям явлена внушительная инсталляция размером 5×15 м., напоминающая по форме иконостас. Все это называется «Деисис/т. е. Предстояние» (заметьте именно так, а не Деисус как вы думали).

Инсталляция состоит из 39 холстов (23 лика) с реконструированными изображениями Иисуса Христа, Богоматери, святых апостолов, праотцев, а также Гиппократа, царицы Савской, Заратуштры, Александра Македонского и Николая II. А чего вы хотели? Фьюжн — примета времени. Продолжу. Каждый холст создавался путем многократного наложения друг на друга тысяч (60 тыс. снимков, 350 моделей) оцифрованных фотографий, затем выводился на мега-супер-принтере, обрабатывался спец-аэрографом и покрывался особым лаком. Застывшие лица-маски, с очччччччень странными глазами, все в фиолетовых капиллярных прожилках и каплях крови и пота, пристально и сурово взирают на публику из темноты.

Зрители стоят на почтительном расстоянии — Созерцают и Внимают. При этом, показ сопровождается оглушительным саундтреком, прерывающимся таинственными нашептываниями. Специальное освещение, наподобие светомузыки, поочередно озаряет лица персонажей. Народу аттракцион очень нравится. Не хватает только тумана как на рок-концертах и аромата ладана. Срежиссировано все безукоризненно.

По словам авторов, «Деисис» — ни что иное как «психологическая дешифровка «символического кода» православной традиции», или как выразился дьякон Кураев — «миссионерский проект». К открытию (лучше сказать премьере) выпущен 5 килограммовый альбом. Тексты совершенно фантастические, кое-что можно прочесть и на сайте проекта. Рудольф Бультман в гробу бы перевернулся. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать некоторые выдержки из curriculum vitae (именно так!) наших визуализированных героев. Так, Иисус Христос «унаследовал профессию отца, архитектора и дизайнера», «посмертно реабилитирован римской властью, виновные наказаны». «Допотопный патриарх» Енох «практиковал различные виды транса, изменённые состояния сознания».

Мария Магдалина «спонсировала проповедническую деятельность» Христа. Заратуштра был «арестован за ношение при себе человеческих костей, наказан плетьми; осуждён на пожизненное изгнание». Серафим Саровский «никогда не был судим и не покидал пределы Российской Империи». Ева была «наказана болезненными физиологическими явлениями (менструальным кровотечением и др., связанными с деторождением), психологической зависимостью от мужа, социальным подчинением ему, что распространилось на всё женское потомство». Моисей от «правосудия скрывался за границей в пустыне Син, Мидйан; дело закрыто за давностью лет».

Друзья, любите искусство! Третьяковская галерея ждет вас.

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров