deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Техногенный иконостас. «Предстояние» в Третьяковской галерее

Наталья Филатова

В Третьяковке на Крымском Валу открылась невиданная для этой галереи по уровню подготовки иисполнения экспозиция: «Предстояние» Виктора Бондаренко, Константина Худякова и Романа Багдасарова. В затемненной комнате собраны двадцать три фотоработы высочайшего класса, изображающие не что иное, как классический деисусный чин православного иконостаса.

Под искусно направленным светом трепещут и предстоят новые святые XXI века. Точнее, святые все старые. С глубоким уважением относясь к православной традиции (а может быть, крепко держа в памяти, что бывает с теми, кто эти традиции не чтит), авторы «Предстояния» создали своеобразные фотороботы святых. Во время предварительной работы было сделано более 60 тысяч снимков различных людей, лица которых и послужили «кубиками» своего рода конструктора: из них собрали персонажей сакральной истории.

Экспозицию сопровождают и литературные тексты, точно так же «собранные» из биографий сотен реальных людей в некие апокрифы XXI века. По мнению авторов, весь этот титанический труд должен сократить разрыв между восприятием сакрального в начале XX века и отношением к этой же теме в начале века XXI. Идея, несомненно, высокая, но лежит она вне эстетической плоскости. Да и вообще всякая попытка задуматься о художественной ценности подобного проекта отдает мракобесием, которое вполне может трактоваться как разжигание межконфессиональной розни. Поэтому проще, а главное, гораздо интереснее говорить о технической стороне «Предстояния».

А техническая сторона, как уже говорилось, выше всяких похвал. Единственное, что должно было бы напугать кураторов галереи на Крымском Валу, так это то, что после подобной выставки все последующие, сделанные на привычном нищенском уровне, будут восприниматься публикой как исключительно кустарное творчество.

Виктор Бондаренко, которому принадлежит идея проекта, не художник. Он — меценат, коллекционер, бизнесмен и просто человек, интересующийся искусством. Он издает книги и альбомы по искусству, да так, как, будто тираж — не больше сотни экземпляров и все они разойдутся на подарки главам дружественных государств. Он прекрасно понимает, что современное искусство требует значительных вложений. И если вопрос, что изображено, волнует критиков и зрителей все меньше, то технический аспект — как изображено, на каком носителе, с привлечением каких новых технологий — становится все более актуальным и все более важной составляющей contemporary art. А российскому современному искусству очень не хватает качества исполнения, которое можно было бы показать на крупной биеннале, не ссылаясь стыдливо на небольшой бюджет и коррупционеров-чиновников.

Фактически этим проектом Бондаренко призывает российских художников не ограничиваться кустарным тяп-ляп, а настойчиво стремиться к западному уровню hi-tech. И его желание участвовать в первой московской биеннале вызывает уважение, как может вызывать уважение страстная увлеченность проповедника, отправляющегося к папуасам с рассказом о железных топорах и железных машинах, которые ездят по рельсам и дышат паром.

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров