deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

«Выставка служит связующим звеном»

Ольга Крусанова, Елена Владимирова
«Выставка служит связующим звеном» | Предстояние. Деисис

13 марта выставка компьютерной живописи «Предстояние» с представленными на ней изображениями лиц святых, библейских и исторических деятелей завершила работу в нашем городе. Чтобы расширить представление зрителей о жанровом направлении, к которому относится выставка, с познавательной лекцией в этот день выступил московский религиовед и культуролог Роман Владимирович Багдасаров — главный консультант проекта и автор психологической трактовки персонажей.

Любое творчество — это, прежде всего, выражение движения души автора, проявление его индивидуальности и мастерства. Взглянув на картину, мы можем увидеть внутренний мир художника, заразиться его настроением, прикоснуться к его мечте. Живопись в нашем понимании — это полотно с живой палитрой красок. Но новое время требует новых технологий, ускорения и совсем иной подачи материала. Достижения прогресса позволяют и в искусстве использовать новые возможности. Так на смену рукотворным полотнам приходят компьютерные творения, где любой человек может попробовать себя в роли художника.

Картины выставки «Предстояние» — не живописные полотна, кистью рождённые — это достижение современных компьютерных технологий, усовершенствованное возможностями человеческого интеллекта и разума. Константин Худяков, автор воплощения художественных образов проекта, не просто компьютерный дизайнер, в совершенстве владеющий мышкой вместо кисточки. Архитекторское образование, художественный вкус, вдохновение и мастерство помогли ему создать шедевр компьютерной живописи, соответствующий его масштабу мысли. Опираясь на исторические материалы и исследования, следуя советам опытного религиоведа и культуролога, Константин при помощи цифровой обработки фотографий-миксов, совмещённых из множества фотопортретов живых людей, создал живописный и психологический портрет каждого героя.

По откликам посетителей выставки образы библейских персонажей в душе каждого зрителя оставляют какой-либо след. Одни испытывают восхищение и восторг, другие — лёгкий шок и смятение. В любом случае увиденное наводит на размышления. Совместим ли холодный, компьютерный расчёт с изображением несущих благодать священных ликов? В процессе работы авторы проекта не раз обращались за советом к священнослужителям и получали в ответ мнения разного толка. И дело тут вот в чём. Намеренно подчёркнутые эмоции страданий на лицах персонажей без пояснений специалистов могут привести зрителя к ложным выводам. У несведущего человека может возникнуть впечатление о непомерно тяжёлой доле православного христианина, а сама православная религия — вызвать негативную реакцию. Без дополнительных комментариев неподготовленному зрителю сложно уловить информацию, которую несут в себе образы священных персонажей. А информация эта — глубинная, философская, заключающая в себе глобальную мудрость вселенной, разгадка которой есть в названии выставки. Лики святых представлены в момент предстояния души перед Богом, в момент устремления души в вечность, когда из земных страданий, волнений и переживаний душа переходит в другое измерение, в мир Небесной благодати.

Задумывая и воплощая проект, авторы ставили перед собой определённую задачу: чтобы без карикатуры, без наигранности и апломба показать возможности современной технологии, сохраняя при этом серьёзный подход к священной тематике. Отправной точкой проекта стала православная икона. Как сказал Роман Владимирович, без иконы, которая играла большую роль в жизни русского народа, такое явление, как религиозная картина, появившееся в середине XIX века, не состоялось бы.

Первые восемь веков изобразительное искусство в России развивалось в русле церковного искусства, которое оказывало влияние на все течения русской живописи и на все поколения русских художников, начиная с классиков и заканчивая художниками-авангардистами. Целый ряд крупнейших русских художников обращался к религиозной теме, свободно трактуя сюжеты библейской истории, выражая личную точку зрения на Евангельские события, на лица святых. Написание церковных картин превратилось в культурное событие. Каждая эпоха привносила в церковное искусство новый стиль. Церковное искусство оставалось духовным стержнем русского изобразительного искусства вплоть до XX века, до катастрофы, произошедшей в 1917 году. Церковь с её богатыми духовно-культурными традициями была уничтожена революцией, и культура страны лишилась своей важнейшей составляющей. Кризисные явления, которые существуют сейчас в российской культуре, являются отголосками той духовной катастрофы.

Данный проект призван восстановить потерянную связь. В последнее столетие православная церковь боролась за сохранение своих прав, пыталась удержать хоть какие-то позиции. Об искусстве думать не приходилось, поэтому долгое время в церковной живописи не было никаких изменений. По словам Романа Багдасарова, данный проект — попытка создать что-то новое в жанре религиозной картины, но с сохранением основных функций иконы: эстетической, миссионерской и богословско-символической. То есть важно, чтобы образ был понятен и доступен человеку и нёс в себе определённое послание богословского и идеологического плана.

Для православного человека, привыкшего к традиционным, иконным образам, данная выставка — потрясение. Священники с некой осторожностью приглядываются к ликам узнаваемых святых. Церковь консервативна, потому что желает сохранить подлинное вероучение Иисуса Христа, и после пережитых гонений всё новое ею воспринимается с трудом. По словам Романа Владимировича, среди современных священнослужителей мало людей, действительно хорошо разбирающихся в искусстве. Но и в Москве, и в других городах, где побывала выставка, находится немало священников, позитивно принимающих необычный проект и благословляющих его авторов на дальнейшее творчество.

Чайковский священник Иоанн Малыгин, посетивший выставку не один раз, высказал такое мнение: «Выставка служит связующим звеном между человеком и религией. Может быть, под впечатлением увиденного человек задумается и таким путём придёт к Богу».

К религии через цифровые технологии

На состоявшейся после публичной лекции в выставочном зале Чайковской картинной галереи пресс-конференции московский культуролог и религиовед Роман Багдасаров ответил на вопросы чайковцев о проекте «Предстояние» и рассказал о собственном понимании психологических портретов-реконструкций лиц священной истории.

«Предстояние» — проект отнюдь некоммерческий, его цели и задачи созвучны интересам современного общества«, — сразу отметил он. «Мы попытались выстроить своеобразный диалог между выставкой и посетителями музея с одной стороны и между художником и зрителем с другой, — пояснили слушателям кураторы проекта, Даниил Антипов и сотрудник музея «Палаты Строгановых» в Усолье Станислав Хоробрых. — Нам хотелось добиться эффекта осмысления каких-то глобальных жизненных вещей в сознании людей, поэтому возможности современных цифровых технологий в проекте показаны на фоне исключительно серьезных религиозных тем». Роман Багдасаров, в свою очередь, добавил, что в этом проекте, как и во всем религиозном искусстве, нет духа соревнования. Все художники, творящие в области веры, работают ради одной цели, и если кто-то сделает лучше — замечательно, этим он поможет людям взглянуть на вещи устоявшиеся более широко.

Развитие религиозного искусства, и особенно иконописи, в определенный момент в России приостановилось, сказал Роман Багдасаров. Особое влияние на данный факт оказала гибель царя Николая II, который, как и все русские цари, был для народа живой иконой. «С утратой православного образа помазанника божьего мы наблюдаем некоторый застой в формировании новых стилей церковной живописи. Государство долгое время никак не поддерживало данное направление искусства. Для многих церковнослужителей в это время главным стало сохранение уже созданных религиозных шедевров. Но в конце 20 века все же утвердился новый стиль религиозного искусства, и цифровые технологии оказались здесь очень востребованными». По словам Романа Владимировича, новая стилистика церковного искусства, где на первый план выходит миссионерская функция икон, которая предполагает максимальную адаптированность изображений для понимания современников, — это неизбежность, с которой началось возрождение иконописи.

Именно поэтому можно говорить о положительном влиянии выставки «Предстояние» на сознание людей. Как сказал Роман Багдасаров, с помощью оцифрованной фотографии, составленной с учетом религиозных текстов, достаточно полно раскрывающих внутреннее содержание библейских персонажей, авторы проекта демонстрируют максимально приближенную к реальности сущность христианских персонажей. Для многих, кто ознакомился с этой выставкой, наверняка начался новый этап в осмыслении православия, отметил Роман Владимирович. И таких людей в Пермском крае немало — около 25 тысяч, из них более 2 тысяч человек — чайковцы.

То, что жители нашего города смогли увидеть проект «Предстояние», выставлявшийся до этого во Франции, Нью-Йорке, Германии и получивший премию за вклад в мировую художественную фотографию, по праву можно назвать счастливым стечением обстоятельств. И благодаря ему чайковцы стали свидетелями очень важного, если не сказать переломного, этапа в развитии религиозного искусства, а именно внедрения в него цифровых технологий.

Кураторы проекта отметили, что именно в нашем городе они получили особое удовлетворение от обсуждения смыслового содержания оцифрованного портрета человечества. Действительно, в Чайковском уже давно сформировался устойчивый культурный центр на базе краеведческого музея и картинной галереи, вокруг которого собираются неравнодушные к искусству и культуре люди. Благодаря их присутствию на встрече с одним из авторов проекта Романом Багдасаровым и кураторами проекта Даниилом Антиповым и Станиславом Хоробрых, пресс-конференция приобрела характер круглого стола, участники которого на равных обсуждали идею проекта, а также его влияние на сердца людей, их души и умы. В частности они высказали следующие мнения: «Икона — это традиционный подход к изображению библейских персонажей, и он не всегда понятен рядовому верующему, в то время как оцифрованный портрет сделал эти образы более сотворенными, житейскими и в результате более понятными». «В иконе лик уже освобожден от земной плоти и находится дальше от верующего, здесь же, на оцифрованных портретах, на нас смотрят совершенно реальные люди из плоти и крови, но как будто из другого измерения».

«Главное, что нам удалось сохранить в изображении библейских персонажей, это их православный характер, — отметил в завершение встречи Роман Багдасаров. — Изменив форму, то есть, перейдя от живописи к цифровым технологиям, содержание осталось прежним. Благодаря чему бабушки, выросшие в атмосфере традиционного православного искусства, узнают лица священной истории, даже не читая подписей под фотографиями». Таким образом, цифровые технологии в религиозном искусстве оказались не случайными, они нашли свое органичное применение в интерпретации персонажей священной истории и позволили донести до понимания людей древнейшие православные идеи.

И неважно даже, понравилась ли выставка всем тем, кто ее посетил, подвели итог кураторы проекта, эти фотографии должны служить для человека поводом задуматься, почему понравилось, если понравилось, и почему не понравилось, если все-таки не понравилось.

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров