deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Армагеддон уже идет

Сергей Крестов

XX век: эпоха открытых гонений на Церковь позади. Мы живем в такое время, когда даже в области культуры ведется скрытая агрессия против слова Божия.

В 90-е годы, после советской спячки, мы были еще религиозно слепы. У нас не было духовного и культурного иммунитета. Но ухищрения врага закаляют нас, а время требует зоркости. Все мы помним попытку расколоть Церковь с помощью разногласий по поводу введения ИНН. Поделить нас на «фанатиков» и «предателей» хотели, но это удалось лишь местами, и то ненадолго. Затем последовали попытки осмеять и скомпрометировать христианство в глазах интеллектуалов и молодежи: прошедшая в Москве выставка «Осторожно — религия» была одним из таких выпадов.

Совсем недавно группа активных в сфере культуры деятелей предприняла более тонкую и интеллектуальную попытку внести сумятицу в наше сознание и направить хотя бы некоторых из нас по ложному духовному пути: речь идет о выставке «Deisis» («Предстояние»). Она проходит сейчас в Пермской филармонии (Органный зал). В экспозиции представлены как бы лица святых, библейских и исторических деятелей. Изображения сделаны при помощи цифровой обработки фотографий-миксов, совмещенных из множества фотопортретов живых людей.

Как художнику мне при входе в зал сразу бросились в глаза следующие особенности. Во-первых, предельный натурализм и чудовищно большой формат изображений. Видны все поры на коже, почти все лица покрыты крупными каплями пота, а то и кровоподтеками. Все это очень уж смакуется. Изображения не соответствуют тем ликам святых и лицам реальных людей, которые известны нам по иконам, портретам, репродукциям и фотографиям.

Но больше всего бросается в глаза и неприятно шокирует то, что: сквозь все лица просвечивает некое общее лицо, вживленное в них. Черты этого неизвестного лица упорно переходят из одного псевдопортрета в другой, несмотря на возраст, пол, национальность, эпоху и прочие особенности, которые, казалось бы, должны быть свойственны тем, чьи имена стоят под изображениями. «Адам, Ева, пророки, апостолы, Мария, Христос, Святой Николай, Серафим Саровский, Николай II, Георгий» — все словно из одной, но чужой семьи, какие-то генетически модифицированные лица.

И все это подается под жутковатую медитативно-экстатическую электронную музыку, которая отупляет и уводит от действительности, внушает ощущение чего-то глобального, но весьма мрачного, переменчивого и скользкого. Прямо шаманизм какой-то!

От экскурсовода я узнал, что авторы пытались осуществить идею создания «иконостаса XXI века» (кому могло прийти в голову такое?). Видимо, такая музыка здесь означает то, что должно было бы твориться на службе перед таким иконостасом. Некое электронное камланье. Только вот кому будут молиться люди перед этими лжеликами, сквозь которые на зрителя смотрит кто-то необъявленный, некий генетически выращенный персонаж? Воистину — иконостас последней эпохи. Предстояние перед кем?

Понятно, что выставка адресована прежде всего интеллектуалам, хорошо образованным людям, этакой элите, желающей видеть себя чем-то гиперкультурным, гиперсовременным, продвинутым. Но даже и эти люди, если они не подготовлены духовно, не будут защищены от проникновения в их сознание скользких, ползучих идей и образов, мутных намеков и посылов. Следует отметить также и то, что выражение глаз у большинства сфабрикованных лиц не соответствует представлениям о внутреннем состоянии души человека верующего, смиренного, осененного Благодатью Святого Духа. Эти личины надменны, жестки, взгляд иногда просто стальной — благодати в них ноль. Напротив — некая «антиблагодать» (мороз по коже). В этом смысле они — суть грубые подделки.

В общем, противникам Христа уже сейчас предлагают молиться на скрытое изображение Его оппонента. Армагеддон уже начался.

Версия, специально предоставленная автором для сайта deisis.ru.

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров