deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

В Пермь привезли цифрового Христа

Иша Шатрова, Александр Вассар
В Пермь привезли цифрового Христа | Предстояние. Деисис

В филармонии открылась выставка современной иконографии

Наконец и у пермяков появилась возможность оценить один из самых спорных проектов современного искусства. С 30 октября по 30 ноября в Органном зале работать выставка «Deisis/ Предстояние» — попытка заглянуть в прошлое с помощью современных технологий.

— Проект многоуровневый, — рассказал один из создателей «Deisis», религиовед Роман Багдасаров, — и начался в 2000 году. Впервые был представлен в 2004 в Третьяковской галерее, после этого, в основном, выставлялся за рубежом. Сейчас проект в Перми. Основная тема — это создание новых образов святых. Мы хотим показать, что иконография — это не что-то архаичное, чисто музейное, относящееся к области антиквариата, бесконечного копирования старых образцов. И что те принципы, которые заложены в христианском искусстве — плодотворны как в современных технологиях, так и современном сознании.

На выставке представлено 20 холстов. Иисус, Адам и Ева, Заратуштра, Моисей, Александр Македонский и другие. Изображения проработаны настолько, что различим каждый волосок, каждая пора и капля пота. У некоторых четко показаны окровавленные густо-красные ссадины. На губах Марии видна спекшаяся кровь. Расставленные по периметру зала картины устремляют взгляд на посетителей и это невольно заставляет съеживаться... По словам автора, все персонажи находятся в особом состоянии, на грани между этим миром и тем. Вероятно, такими они должны были предстать перед Богом. При этом каждый лик создан из тысячи микрофрагментов фотографий реальных людей.

Создатель полотен художник Константин Худяков не отрицает субъективности образов, но добавляет:

— Я решил попробовать воссоздать персонажей и показать их, как реальных людей. И не просто реальных, а гиперреальных — поскольку сегодняшние технологии позволяют все, что угодно. Я стал анализировать иконографию, нашу и эпохи Возрождения, перелопатил кучу литературы. И у меня стало появляться представление, как каждый из них мог выглядеть — сначала смутно, потом все более конкретно. В метро, лифтах, магазинах, я стал очень внимательно смотреть на людей, искать в них какие-то черточки, которые могли принадлежать тому или иному персонажу. В конце концов, я отработал такую психологическую цепочку, в основе которой лежал фоторобот. Но не такой примитивный, который используется в криминалистике и милиции. Был проработан очень сложный технологический процесс, который позволил использовать реальные черты людей для создания образов.

Проект «Deisis» производит двоякое впечатление. С одной стороны не покидает ощущение реальности изображенных на картинах людей, с другой замечаешь некую приукрашенность, характерную для иконописи. И, не смотря на то, что все очень грамотно проработано и продуманно, внимательный посетитель может заметить некоторые недочеты.

Нас заинтересовал вопрос: «Почему на многих изображениях веки воспалены, а белки глаз — нет», на что автор работ Худяков ответил:

— Их состояние — воскрешение или предсмертные муки. Поэтому лица такие. Глаза же красные бывают только у пьяниц, а мне хотелось соблюсти меру.

Создатели утверждают, что это в первую очередь светское произведение. Но проект не вызвал никакого конфликта с церковью:

— Образы святых создавались во все времена, например в Петербургской академии художеств рисовали картины на библейские сюжеты, и рисовали при этом реальных людей. Тем более, мы консультировались у известных священников. И один из них, Всеволод Чаплин, даже придумал это название «Deisis».

Каждая выставка проекта «Предстояние» уникальна — на этот раз был специально создан образ покровительницы Пермского края Параскевы-Пятницы. После закрытия выставки художник подарит икону краевому музею. Просмотр экспозиции сопровождается «Реквиемом», написанным специально для «Предстояния» Владимиром Холоповским и Ильей Трусковским. На выставке так же можно приобрести впервые выпущенную для частного просмотра видеоинсталяцию «Deisis/Антропология» включенную в мультимедийный диск. Коллекционеров соблазнят номерованные авторские принты (отпечатанные и обработанные аэрографом и лаком картины — Авт.), чуть меньшего размера, чем выставочные образцы.

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров