deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Фоторобот Всевышнего

Елена Лодыгина
Фоторобот Всевышнего | Предстояние. Деисис

Когда на трехмерном экране только-только появился череп и в следующую минуту он начал «обрастать» кожей, глазами, волосами — соседки по ряду заахали и на экран нацелились фотокамеры сотовых телефонов. Слабонервные в спешном порядке покидали зрительный зал. И хотя все действо продолжалось не больше 15 минут: лицо за лицом, взгляд за взглядом — зал был в смятении. Человеческая мозаика из губ, глаз, век и даже морщинок на лбу произвела на соликамцев самые разные впечатления, от слез и до трепетного страха.

Самый смелый проект XXI века Deisis, представленный в двух частях «Предстояние» и «Антропология», ранее уже побывавший в Государственной Третьяковской галерее, парижской галерее Альберта Бенаму, Институте Современного искусства в Германии, в Швейцарии и Америке, теперь представлен и в Пермском крае. В минувшую субботу часть проекта, видеоинсталляцию, привезли и в Соликамск.

— У каждого человека свои представления о религии и религиозных персонажах, — говорит один из авторов проекта Deisis, заместитель председателя правления Фонда «Русский предприниматель», обозреватель журнала «Эгоист Generation» Роман Багдасаров. — Поэтому когда он видит реальное воплощение того или иного образа, остро реагирует на происходящее. Когда проект Deisis был впервые представлен в Третьяковской галерее, некоторые люди плакали, другие обвиняли нас в слишком мрачном представлении святых, путая при этом совсем разные понятия мрачности и серьезности постановки. Ведь цель выставки осмыслить биографии персонажей священной истории, попытаться понять, чем они жили и как. Показать высшее напряжение человеческих сил, душу, не вдаваясь при этом в область божественного. Для сравнения возьмите изображение Иисуса Христа на иконах. С одной стороны, он воспринимается довольно мрачно там, где присутствуют сцены распятия, мучений. С другой — возвышенно.

Новаторство проекта, по мнению его авторов, художника Константина Худякова и идейного вдохновителя Виктора Бондаренко, состоит еще и в том, что все представленные лики, лица, от Адама и до Серафима Саровского сделаны в не совсем обычной манере, на основе лиц реальных людей. Сначала создается так называемый банк фотомоделей, подбираются подходящие лица (более трехсот), фотографируются цифровой фотокамерой с очень большим разрешением, чтобы запечатлеть не только лицо, но и отдельные его фрагменты. И уже из них методом фоторобота создается нужный персонаж. При этом лица святых угодников и библейских персонажей воссоздавались в своем историческом облике, то есть живыми людьми.

Каждый вновь рожденный святой получал определённую «прописку» в истории. За каждой стоит гипотеза, выдвинутая авторами проекта. Так, например, в процессе работы над портретом Ноя прототипом выступил шумерский жрец Утнапишти, который почитал бога Эйю (прообраз единого Бога), а остальные люди его не чтили. Как выяснилось из исторических фактов, сказания о Утнапишти, который был спасен богом Эйю, стали основой для рассказа о Ное. Поэтому образ Утнапишти лег в основу портрета Ноя. Практически о каждом из своих героев авторам проекта приходилось находить известные только специалистам исторические факты, складывать целостные образы и на их основе воссоздавать реальные портреты.

В видеоинсталляции от московских авторов были представлены портреты нескольких персонажей: Адама, Евы, Ноя, трех его сыновей, Иисуса Христа, Марии Магдалины, учеников Христа Петра и Павла, великомученика Георгия Победоносца, Николая Чудотворца, иконописца Андрея Рублева, святого Серафима Саровского и других.

Почему именно эти исторические личности и как родилось название проекта, нам рассказал Роман Багдасаров.

— Невозможно передать суть человека, не зная его жизни, особенностей характера, привычек. Поэтому для работы над проектом мы использовали те же культурные инструменты, которые ранее использовались в житиях. Причем в ходе разработки проекта не раз задавались вопросами: зачем эти персонажи нужны нам? Почему они, а не другие? И стали понимать, что каждый персонаж, взятый нами, — это отдельное измерение, определенная веха в истории развития человечества, цивилизации, мира. Например, Серафим Саровский — это начало женского монашеского движения в России, Гиппократ — медицина и гигиена и так далее. Словом, образы людей, чья деятельность повлияла на развитие общемировой цивилизации.

— Почему за основу было взято лицо?

— Только оно, на мой взгляд, отражает помыслы человека, его душу. Сложно моделировать всего человека, так как изображать библейских персонажей обнаженными, наподобие древнегреческих богов, нежелательно. Если же их приодеть — восстановить можно все — за одеждой, руками, телом будет теряться основная мысль, которая заложена в проекте — понять, что это были за люди и какими они были на самом деле в обычной жизни.

— Как появление «Deisis» восприняла ныне действующая православная церковь и как вообще она отреагировала на написание портретов святых?

— Мнение, что существуют строго определенные каноны написания портретов библейских персонажей, икон, по крайней мере, ненаучно. Канон можно понимать лишь в плане исторической традиции, этот факт подтверждается и на примере икон. В каждой из которых, а писались они в разные эпохи, — нет четкого следования каким-то правилам. Да, возможно, были свои требования, например, соответствие историческому прототипу. Но не более того.
«Deisis» был поддержан представителями церкви. Диакон Андрей Кураев написал предисловие к альбому. Заместитель главы отдела внешних церковных сношений, протоиерей Всеволод Чаплин подсказал нам название проекта, посоветовав вместо «Деисус», как мы хотели первоначально, назвать его «Деисис» — что значит, «Предстояние». Чтобы четко отделить иконопись от светского произведения. Хотя не исключено, что со временем, наш опыт будет освоен и современными иконописцами.

— С какой целью создавался этот проект? Что он дает рядовым гражданам?

— И «Антропология», и «Предстояние» — это попытка задуматься над смыслом своего существования и существования вообще. Я думаю, что для того чтобы понять, что происходит здесь и сейчас, надо знать то, что происходило до тебя. И что это были за люди, которые сыграли огромную роль в истории человечества.

— По какому критерию выбираете, где состоится следующая выставка?

— Когда готовили основную инсталляцию, например, как в Москве, отталкивались от конкретного зала. Где представлять: в музее Пушкина, Русском музее или в Третьяковке? В итоге остановились на Третьяковской галерее, где выставку смонтировали в виде трехъярусного иконостаса, при этом изображение Христа было по центру. На сегодня накопилось уже множество работ, которые не вошли в основной состав. Тем не менее, их можно увидеть на нашем сайте, в альбоме, на других выставках.

Выставка «Deisis» продолжится в Усолье до 26 октября, потом переедет в Пермь. По словам Романа Багдасарова, на сегодняшний день существует еще один вариант видеоинсталляции, где послание апостола Павла представлено более развернуто, да и звучит совсем другая музыка.

«Наш Соликамск», №39, 25.09.2008

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров