deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Письмо К. Худякову

Игорь Снегур

<...> Можно любой проект рассматривать как коллективный труд или индивидуальный труд, но он всегда себя ставит в отношении к чему-то. А уж тем более «Предстояние» — перед, чем стоять?! Стоять можно только перед каким-то величественным субъектом или объектом, который поражает прямо сразу. Так вот, сначала я выскажу <...> основную мысль. Я думаю, что этот проект надо было бы назвать «Реконструкция Души», «Реконструкция Духа». Значит, название в плакате может быть «Предстояние», а потом, в скобах, ниже — «Реконструкция Духа». Но что из этого следует, из этих текстов, которые я тебе сейчас говорю?

Конечно, очевидно, что сегодня мир перед твоими глазами, опирающийся на культуру, материализованную в текстах, в произведениях искусства документирован. Культура, которую мы знаем, которая потихонечку, — через анализ, через какие-то раскопки, через какие-то новые тексты-находки — показывает нам человека, какой он есть на самом деле.

Сегодня мы видим, что ничего нет, чтобы мир стал высок, гармоничен, чтобы было в нем меньше противоречий, чтобы хор человечий был услышан человеками — общий хор. Правильно, Адам Кадмон и Адам. Адам, как все человечество. Все правильно. Это нормально. Но мир рассыпается только по одной причине — и никак не одно поколение — не сегодняшнее, я думаю, и не следующее наверно не смогут к этому подобраться, если не появится новый человек... Увидеть себя не животным, не во плоти, но как духовного человека увидеть! Я думаю, ваш проект должен называться так: «Реконструкция духовного человека».

Теперь смотрим, что получилось. Нет материала в культуре, по которому можно было бы отследить, увидеть, быть свидетелем духовного человека. Конечно, с древних времен в искусстве некоторым образом схематизировали плотского человека, чтобы через него просвечивал духовный человек. Я думаю, что с древних времен — с египетских, естественно, с христианских тоже, с византийских — изобразительный облик святых лиц был специально схематизирован — чтобы сквозь их внешний вид, просвечивало духовное лицо. Поэтому знаковость иконографии оставляет щели между плотью и тем, что за плотью. Вот иконография византийская и, естественно, русская оставляла или подразумевала — что-то просвечивало, что за плотью, на которую можно внимания не обращать — как человек выглядит. Но какая-то экстатика и, наконец, аскеза — без внешней красоты, без румяных щек, без натуральных портретных сходств — все же была. Не нужно портретное сходство, потому что оно не соответствует духовному облику человека. Иконография по природе своей давала знак — человек. Конечно, это человек — видно — в одежде и т. д., но схематика изображения подразумевала не внешний вид, а вот там, под внешним видом и есть самое главное сокровенное, т. е. духовное чело. И вот, интересная вещь получилась. Ведь ваш проект все же не умаляет внешнего человека ради предстояния духовного — а как еще обратить внимание на духовного человека, если не умалить его физическую плоть, его внешний вид?! В вашем проекте выходит на первый план физический вид человека. Они так же выглядят, как мы с вами. Я хочу сказать, что вам удалось взорвать и «поставить — новость», показать. Давай посмотрим на то, что такое человек во плоти — просвечивает ли через него, через его плотский вид духовное. Есть ли в современнике что-то духовное?

Мы вглядываемся в лица прохожих, родственников, друзей и знакомых, но таких лиц не встречаем, как в иконографии. Они говорили — не обращайте внимания на внешнего человека, но вот то, что через эти знаки иконографического изображения человека проступает духовный человек — главное. Сегодня в вашем проекте мы видим прекрасные лица, все аскетические, удивительные, но как показать духовного человека сегодня? Конечно, когда Господь молил о чаше, пот Его был кровавый. И вот это никто не видел кроме Апостолов Христа. И вот, Дух, вошедший в плоть, делает плоть потеющей, потому что плоть не может выдержать Духа, из нее исходит влага жизни, с кровью выходит. Поэтому, на ресницах, на губах выступает в разных местах пот, почти кровяной. А как ИНАЧЕ?! Как иначе животная плоть Духа воспримет??!! Дух вытесняет плоть, изгоняет ее, поэтому выступает пот. И это удивительно — эти лица, все — в экстатике. И они все говорят о слабости плоти, которая не выдерживает Духа! Она страдает невероятно, потому что Духа не было, и место было занято плотью. Но когда вошел Дух — она взрывается вся, изгоняется из нее всякая «черная вода». Это метафора. Это впечатляет... Конечно, это пот на живом лице у всех, у всех — черты муки внутренней. Дух пришел!! Вот они, свидетели, в которых вошел Святой Дух. В одной чаше тесно плоти и Духу. Что-то вытесняется, вот тут и преображение начинается! И должен сказать следующее: на мой взгляд, этот проект — номер один третьего тысячелетия. Его ждали, этот проект. Он дает через новые технологии фотографии — среднетиповой, не расовый, конечно, признак. Признак человека, давшего основу евроцивилизации — он слышится, и мы близки. Мы — то же самое. Конечно, там нет таких крутых челюстей, таких мощных подбородков, нет таких скул могучих у Царицы Савской или у Марии Магдалины, но мы узнаем — это они! Это — мы, то же самое! Зрак, который открыт миру, конечно, не европейский, а семитский — напряженный, внутренне в себя погруженный, оплавший кровеносными сосудами, которые подтекают — это ТАКАЯ картина!

Как Духу с плотью трудно находиться в теле — вот преображение! Вот — труд детей Адама. Но культура сегодняшнего мира, цивилизация зашла в тупик. Дух не пускают. В плоть. Духовный человек затерт, испепелен — нет его. Пора реконструировать духовного человека и искать пути — как показать, что человек — это не плоть только — он часть, а не целое. И если человек не часть всеобщего, то это — фантом, прах, который самоуничтожится. Культура плоти должна быть уничтожена, она должна исчезнуть.

Человека плоти мы узнали со всех сторон, поскольку только им руководствовались все культуры — и частные, и государственные. Пора реконструировать духовного человека. Он должен занять место хотя бы на равных с плотью, но уж никак не так, как сейчас! И вы правы только в этом — что духовный человек истаял, не спасется человечество. Наш земной шарик дорогой — красивый, замечательный, уникальный — такая крупица трогательная в космосе — без духовного человека все кончится! У меня адреналина в крови появилось больше. Это — великий проект. Внутренний человек параллельно жил, духовный, но, только теперь обнаруживается, что путь внешнего человека всегда кончается внешним человеком, т. е. только одной частью, а внутренний человек, духовный человек под этой культурой сегодняшней — он исчез!! И вот это проект ставит вопрос во главу угла — мы занимаемся реконструкцией духовного человека и ищем в следах культуры эту программу.

Ваш проект оказался в ГТГ — вы сделали такое предложение, от которого галерея не смогла отказаться! И теперь, на фоне вашего проекта, поколения кураторов в Третьяковке, которые пытаются, что-то найти — ничего нет. Они во внешнем копаются, а без духовного человека это все — жвачка, которая ничего не стоит. Я опрокидываю всю экспозицию в Третьяковке перед вашей тотальной чудной программой. И она должна обкатать весь мир — это будет первая заявка из России на возрождение человечества. Ближе к делу... Мы сегодня мечтая или думая поэтически, хотим увидеть эти лица. Они очень интересны, но как ты деликатно с ними обошелся, как ласково, страдая, деликатно показал их страдания, а, главное, встречу плоти с Духом. Как они близки с одной стороны, и как они антагонистичны. Плоть вопит: не хочу Духа, хочу... маской фантомной: хочу, чтобы губки были алые, чтобы глазки были вечно у меня открыты... В общем, удалось в этом проекте показать, что за внешним человеком есть духовный человек. Конечно, Багдасаров не соблазнился мелочью: он провел просто водораздел. Вот здесь должна быть вся культура третьего тысячелетия, в этой зоне. Если раньше Герасимов реконструировал по черепам плоть — спасибо, но он показал, что можно мечтать о реконструировании Духа, которого обрел человек в древнейшие времена, и, без Духа нет современного человека.

Надо поднять духовного человека, увидеть в этом главный смысл жизни — зачем родился, зачем умер. Надо вернуть древнего человека, надо его реконструировать, как Федоров сказал, что надо всех восхитить в жизнь — предков — и когда мы всех, кто был от Адама до последнего современника, когда все эти народы, которые ушли, будут реконструированы — не только во плоти, но еще и в Духе со своим собственным потом, со своей духовной проблемой, которая не разрешилась..........с этой печалью... Человек умирает и конечно, уходит, оставляя во всех пространствах «вопиющую кровь» от земли Авеля (Господь говорит, что слышит голос Авеля). Дух вопиющий не дает человеку забыть об Отце Духовном и Создателе этого чудного бытийного мира. <...>

08 октября 2004 г.

Орфография автора по возможности сохранена. Модератор.

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров