deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Компьютерный иконостас

Ольга Кабанова

В Третьяковской галерее показывают амбициозный проект «Deisis / Предстояние». Пожалуй, ничего такого высокодуховного в нашем изобразительном, или, говоря по-модному, визуальном искусстве не было со времен Ильи Глазунова. В зарубежном же киноискусстве есть как раз недавний аналог «Предстоянию» — фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Глазунов и Гибсон создали произведения суперпопулярные, а вот найдет ли путь к людским сердцам произведение Виктора Бондаренко (идейный вдохновитель и спонсор), Константина Худякова (художник) и Романа Багдасарова (тексты) — большой вопрос.

Суть проекта такова: на основании известных упоминаний о Христе, библейских персонажах, самых значительных святых христианства и исторических героев созданы их биографии и словесные портреты. В соответствии со словесными описаниями были сделаны фотографии с 350 моделей. Путем компьютерного наложения из них сконструированы изображения 39 персонажей иконостаса. Эти изображения переведены на холсты, из которых и составлена инсталляция.

Впечатление это высокотехнологичное произведение производит разное. У «Предстояния» есть потрясенные и восхищенные поклонники, уверенные, что у них развито мистическое чувство. Есть люди, слабонервные, на которых компьютерные лики производят почти физиологическое впечатление, граничащее с отвращением, впрочем, они тоже уверены в своей духовности. А некоторые, к ним отношусь и я, смотрят на холсты, где много крови, слащавости и страдальческих гримас с полным равнодушием, как на хитро сконструированную игрушку-пугалку. Впрочем, тут надо обязательно признаться, что я не поклонник ни творчества Ильи Глазунова, ни кинофильма о Христе Мела Гибсона.

В Иисусе с длинными ресницами, в Николае II с изможденным, почти смертным лицом, в красавицах Марии и Марии Магдалине, похожих на прекрасных студенток израильского колледжа, как и в других персонажах «Предстояния», мне видится не история и религия, ни мистика и тайна, а известная манера художника Константина Худякова. Его страсть к сильным эффектам, нагнетанию мрака, сверканию глаз и прочим многозначительным сюррам. Потому что техника, конечно, имеет значение, но кисточкой работает художник или мышкой на длинном проводе, все равно он воспроизводит только то, что родилось в его голове, привиделось в воображении.

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров