deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Христос в высоком разрешении. Третьяковка показала фотороботы святых

Ольга Кабанова

Вчера в Третьяковской галерее на Крымском валу был представлен один из самых амбициозных художественных проектов последних лет — «Предстояние» / deisis. Внушительного размера инсталляция (5 на 15 м) представляет собой подобие иконостаса, только лики Христа и святых созданы в нем на компьютере и распечатаны на плоттере.

Впрочем, правильнее писать не «лики», а просто — лица. Потому что ничего условного в новейших изображениях святых нет. Как и привычных — по русской религиозной живописной традиции — просветления и кротости. С иконостаса-инсталляции смотрят суровые, изможденные и безжизненные лица мужчин и женщин, названные Христом, Ноем, Адамом, Магдалиной, Заратустрой, Гиппократом, Николаем Чудотворцем и Серафимом Саровским (необычный набор авторы аргументируют). Всего 23 персонажа, чьи портреты распечатаны с компьютера на темный крашеный холст и покрыты несколькими слоями лака. Портреты «сакральных персонажей религиозной истории» имеют размер 160 на 100 см. То есть величиной они с хороший уличный рекламный щит.

Лица эти возникли не сами собой, а в результате исследований и экспериментов. Сперва были собраны все известные упоминания о героях «Предстояния», источниками послужили Библия, апокрифы, религиозная литература и исторические свидетельства. На основе собранных сведений о каждом из персонажей были написаны биографические эссе. Этим занимался историк Роман Багдасаров. Затем были найдены подходящие (полом, возрастом и описанием внешности) модели — всего 350 человек, которые и были сфотографированы отличной цифровой камерой. Далее на компьютере (тоже очень хорошем и мощном) из 6 тысяч полученных снимков были смоделированы искомые фотообразы Христа с его окружением, особо чтимых святых и исторических деятелей. Этим занимался художник Константин Худяков, мастер мистическо-натуралистической живописи.

Третий автор проекта — предприниматель и известный коллекционер икон Виктор Бондаренко. Он проект придумал и профинансировал. Идея возникла из желания продолжить прерванную на семьдесят лет советской власти традицию обновления религиозной живописи. Бондаренко относится к своему детищу с энтузиазмом, страстью и азартом, настойчиво, но не назойливо, соблюдая корректность, его пропагандирует. Кроме инсталляции в проект входит роскошно иллюстрированная книга текстов о героях «Предстояния», отпечатанная в Италии полуторатысячным тиражом.

Необходимо сказать, что авторы деисусной инсталляции настаивают на светскости своего произведения. Будучи православными христианами, на православные каноны они не посягали, а ставили задачу «проинтерпретировать сакральные образы в параметрах сегодняшнего восприятия».

С «параметрами» как раз все хорошо получилось. Компьютерный иконостас создан в соответствии с законами современного коммерческого визуального искусства. Только очень крупные планы. Много глянца на черном фоне. Лица максимально выразительны — глаза у всех персонажей крупные, окаймленные пушистыми ресницами. (Таких больших глаз отечественная живопись не знала со времен активного творчества Ильи Глазунова). Лбы у мужчин высоки, губы у женщин чувственны. Портреты вызывающе натуралистичны — на лицах утренней росой сверкают капли пота, глубокие морщины выдают внутреннее напряжение, а видимые капиллярные нити и пигментные пятна усиливают иллюзию «взгляда в упор». Ставка на произведение сильного впечатления — максимальная.

«Грубо говоря, подвижничество группы мироносиц — и их мужей (ибо кто, в то время, позволил бы путешествовать незамужним еврейкам?) — сравнимо с финансированием выборной кампании фаворита президентской гонки». Это фрагмент эссе о Марии Магдалине, написанного с учетом все тех же «параметров современного восприятия». На них же рассчитано и высокое техническое качество проекта.

Уж если что и внушает трепет в наше замечательное время, так это качественный компьютер, уж если во что и верят прогрессивные люди, так это в неограниченные возможности высоких технологий, уж если и случается чудо, то сотворенное новейшей камерой. Так что хорошо отцифрованные христианские ценности имеют все шансы органично влиться в массовую культуру и сорвать успех.

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров