deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Бог в цифрах. «Деисис/Предстояние» в Третьяковке

Милена Орлова

Казалось, три громких уголовных дела, заведенных на художников за последние несколько лет по статье «Разжигание религиозной вражды», должны были отбить у наших творцов всякое желание трогать святое. Не творцы ничего такого не боятся — знай себе ваяют то «Папу римского, пришибленного метеоритом» (и это в католической Италии), то Деву Марию из слоновьего навоза (и это в чопорной Британии), то удумают выставку «Образ Христа в фотографии» (и это в прогрессивной Франции). Бывают, конечно, и там скандалы — но ни одного уголовного дела.

Конечно, одно дело кино, и совсем другое — изо. Но, видит бог, трудно поверить, что работа над выставкой «Деисис/Предстояние» началась задолго до того, как «Страсти Христовы» Мела Гибсона вышли на экран: гигантская композиция из 23 изображений героев Священной истории и просто мифологических и исторических личностей, сложенных в подобие иконостаса размером 15 на 5 метров, выглядит как коллекция кинопроб к голливудскому блокбастеру. Впрочем, впечатляющий натурализм огромных портретов, на которых можно разглядеть каждую каплю пота, лопнувший сосуд и рисунок радужной оболочки, обманчив. Это в полном смысле слова собирательные образы, смикшированные в компьютере из, как уверяют авторы, 60 тысяч исходных изображений, для которых позировали 350 моделей. Надо думать, это один из самых трудоемких и дорогостоящих проектов в нашем современном искусстве.

Экстравагантный замысел созрел отнюдь не у художника, а у бизнесмена Виктора Бондаренко, коллекционера русской иконописи (в прошлом году его коллекция выставлялась в Третьяковке). Для осуществления своей идеи он пригласил художника Константина Худякова, начинавшего карьеру на полулегальной Малой Грузинке (где подобная тематика была в большой чести — и «Деисис» напоминает хипповатую живопись 70-х), в перестройку ставшего одним из основателей едва ли не первой в Москве галереи современного искусства М’АРС, а последнее время увлекшегося цифровыми технологиями и компьютерной графикой. Господину Худякову пришлось поработать и в Музее Ленина, оплоте атеизма,- поистине неисповедимы пути Господни. Третий участник проекта — историк Роман Багдасаров, призванный объяснить, почему рядом с Христом, Марией Магдалиной и Николаем Угодником появились Заратустра и Николай II и зачем Ной назван Коллекционером, а Иоанн Златоуст — Диктором.

Недаром авторы всячески настаивают, что их выставка — чисто светское мероприятие и не посягает на православные каноны, даже пошли на невинный подлог — изменили одну букву в слове «деисус», чтобы никто не придирался, что дух не соответствует букве. Самый воцерковленный из наших музеев Третьяковка им, кажется, поверила. И правильно — в этом музее этой инсталляции самое место. Не так уж часто художники замахиваются на «Явление Христа народу».

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров