deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Чемпион

...Гений полководца — далеко не главное достоинство Александра. Он стал триумфальным подобием Христа до Христа, сделав глобальные ценности гуманными, а своей филантропии придав вселенский размах. Мировое государство, воссоединение расы людей, раскрепощение женщины, всеобщая безопасность, равенство возможностей... Всё, о чём мечтали философы, было введено в жизнь Защитником людей, хотя до конца не осуществилось. В любом случае, побеждённые Александром выиграли больше, тех, кто избежал сей участи...

[...] Две воинские победы в день рождения Александра соединились с олимпийской: его отец Филипп взял Потидею, полководец Парменион разбил иллирийцев, а скакун царя выиграл забег. Юноша рос прирождённым чемпионом, плюс педантом по части категорий.

Фигуральное выражение «разрубить гордиев «узел» приписано Александру задним числом. На самом деле он просто вынул крючок, за который был зацеплен узел и таким образом распутал его.

Т. к. он явно превосходил всех быстротой, отец предлагал Александру выступить в соревнованиях — тот отказался: «Побеждать простых людей для царя не велика честь. Вот если бы соперники были коронованными...» Но царей в демократической Греции не жаловали.

Собственных. Мелкополисные граждане загнали мяч за боковую линию: демократию поставили выше свободы. Лучше быть подданными персидского деспота при сохранении формальной автономии (друг от друга в первую очередь), чем звеньями единого государства под началом македонян. Классно, ведь? И это накануне мирового первенства, которым бредили поколения предков. К счастью, турнир спонсировала другая партия. Аргеадам выпал шанс не просто взять у Персии реванш, а превратить в Элладу весь мир.

Воспитывая потенциального Чемпиона, тренеры, — Леонид, Лисимах «Феникс», — выкладывали душу. Старшие отпрыски Филиппа явно не тянули, поэтому не они, а Александр отправился в элитарную школу Миезы, которую возглавлял Аристотель.

Однажды метафизик гулял с ребятами по парку. Ученики рассосались (то был факультативный курс), остался лишь юный царевич да его друг, Гефестион.
— Тебе не нравится «Царь Эдип»? — спросил у того Аристотель. — Все сейчас наблюдают за репетицией...
— Александра я люблю больше Софокла, — пошутил Гефестион.
— И правильно поступаешь, — Аристотель коснулся плеча царевича. — Присядем. Ты любишь Александра, а значит тянешься к нему. В этом ты не одинок. А сам Александр?
— Раньше мне казалось, что я люблю Ахилла, ибо я стремился походить на него. Теперь точно не могу определить.
— Так же и я обожал своего пращура, Асклепия, пока не увидел за ним эйдос, выступающий за пределы материи. Все так льнут к тебе, ибо чувствуют, что ты выбрал своей целью нечто, принадлежащее совершенным сферам, выше Луны. Подобно сему все эйдосы любят Ум, эйдос эйдосов, а он должен любить только себя, дабы остальное получало смысл. Эйдосы не существуют по отдельности, но любовь соединяет их в одно целое, и это целое есть Ум, неподвижный двигатель.
— Где же он?
— Там где останавливается небо.
— Придётся достичь края ойкумены, слышишь, мой Патрокл? — улыбнулся товарищу Александр.

Аристотель меж тем продолжил:
— Философия совсем не искусство как ошибочно полагают софисты. В ней, как на состязаниях, важен рекорд, победа. Киники твердят, что побеждать, мол, следует себя. Согласен. А дальше? Что происходит с существом, которое реализовало свой эйдос? Этот вопрос киники оставляют без ответа, демонстрируя невежество. Так вот..., — метафизик наклонился к самому уху Александра, но Гефестион поймал каждое слово, — это существо — его будут почитать за бога — станет спасительной возможностью для остальных, маяком. Оно откроет свою эйдетическую сущность для всех и те, в ком жива аретэ (добродетель), потянутся к нему как тянутся на свет растения. Это тот способ правления, о котором мечтает мир... Но для этого, друзья мои, нужно подняться высоко, выше всех.
— Выше Олимпа? — задал вопрос внимательно слушавший Александр.
Аристотель не спеша встал:
— О так называемых богах мы побеседуем в другой раз, — после общения с царевичем, он торопился записывать мысли. [...]

Полностью эссе опубликовано в составе альбома: Бондаренко В. А., Худяков К. В., Багдасаров Р. В. ПРЕДСТОЯНИЕ. ДЕИСИС/ Вступ. стт. А. Морозова, Е. Андреевой, диак. А. Кураева. М.: Издательский дом «Военный парад», 2004.

 

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров