deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Дейктор

...Параболы раздражают слушателей Иисуса, но он упорно не желает высказаться напрямую. С одной стороны: «Без притчи [параболы]... не говорил им» (Мк 4:34). С другой: «Если бы Я не пришёл, и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём» (Ин 15:22). Мы видим не терапевта, а судью. Или же процесс лечения тождествен юридическому. Сказанное подтверждает иконография притч. Афонские мастера как правило изображали Христа-Приточника восседающим на троне, подобно его предку, царепророку Соломону, любившему загадки...

[...] Выстроив земную жизнь как параболу, Христос умер на кресте неразгаданным. Лишь после Воскресения тайна Дейктора стала поэтапно раскрываться Церкви.

Пророчества сбылись, но совсем не так, как ожидалось и не совсем так, как полагают. Присутствие в человеческой истории Дейктора — не меньшая загадка, чем все остальные. Вызубрив «Царство Моё не от мира сего», опускают наречие «ныне»: «ныне Царство Моё не отсюда».

Как Христос, собрав 12 (или 70) человек, смог сделать так, чтобы столь разные (как психологически, так и идейно) люди, часто с трудом переносившие друг друга, создали великую Церковь, где никто не спрашивал «кто Кифин, кто Павлов, кто Апполосов?», но сознавал, что все её члены — Христовы? Разве не загадка, как «Иерей по чину Мелхиседека» реализовал своё священническое служение? Как вместо одного разрушенного ветхозаветного Храма выросли сотни тысяч храмов Нового Завета?

Машиах, обещанный Израилю, выполнил обетование — в том числе по части разгрома язычников и всемирного паломничества народов к Иерусалиму. Штурм Рима, разгромленные легионы, поверженные цезари, золотые идолы, в массовом порядке отправленные на переплавку — такие результаты, пожалуй, могли только сниться Давиду, Соломону или повстанцам 68-70 года. Правда, для историка-позитивиста явление «Сим победиши» и триумф Константина Великого — такая же случайность, как само христианство (или возникновение жизни для его коллеги-естественника). События христианской истории — цепь совпадений с точки зрения атеизма и «закономерная неизбежность» в трактовке катехизисов. Не соглашаясь ни с тем, ни с другим, правильнее сберечь удивление, дабы не «замылить» главный вопрос: как же всё это могло произойти? «Не успокоится ищущий, пока не найдёт; а найдя — восхитится; восхитившись же, — восцарствует; а восцарствовав — успокоится».

С течением веков христианской эры, в восприятие евангельской хроники закрался автоматизм. Говоря о Евангелии, произносят «дважды два = пять» с таким же выражением, с каким говорят «дважды два = четыре». Однако evangelion не просто «радостная весть», а «суперновость». Evangelion принёс афинянам гонец, без передышки пробежавший сорок километров, чтобы сообщить о победе при Марафоне. Примерно так переживали евангельскую историю первые христиане. Как чудесную (но не случайную!) сенсацию, свалившуюся, как снег на голову.

Геометрическая парабола — зримый символ Боговоплощения — путь сквозь реальность без вовлечения в неё, перефразируя современного философа. Первое пересечение линии реальности соответствует земной жизни Иисуса, вершина параболы (максимально удалённая от линии точка) — Вознесению, второе пересечение линии — Пришествию в силе и славе, меняющему природу линии, а заодно всей плоскости, на которой она лежит... [...]

Полностью эссе опубликовано в составе альбома: Бондаренко В. А., Худяков К. В., Багдасаров Р. В. ПРЕДСТОЯНИЕ. ДЕИСИС/ Вступ. стт. А. Морозова, Е. Андреевой, диак. А. Кураева. М.: Издательский дом «Военный парад», 2004.

 

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров