deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Коллекционер

...Уничтоженное Потопом человечество знало свой приговор. Ещё за сотню лет до катастрофы Ной предупреждал о ней древних гигантов. Он предлагал исполинам отказаться от власти над природой. Глобальный контроль требует глобальной ответственности. Тогда, как и теперь, человечество не желает платить эту цену...

Возведение ковчега похоже на более позднее строительство Вавилонской башни: оба происходили совершенно открыто. Но если над Ноем лишь посмеивались, то на постройке башни человечество было задействовано практически целиком. Причина проста: башня предназначалась для всех, ковчег — только для избранных. Его пассажиры должны были пройти строгий отбор, зависевший даже не от Ноя, а от воли его ангела. Неприятно знать, что будущего лично для тебя не существует. Хотя именно так звучала проповедь всемирного покаяния, о которой помнят авраамические религии...

[...] Автор новейшей корреляции между данными археологии и традиционным для православия прочтением Библии, Николай Василиадес, насчитывает 9 сходств и 4 различия между вавилонским мифом и историей Ноя. Добавим главное: если Ной 120 лет звал каиносифитов к покаянию, то Утнапишти с самого начала скрывал от соотечественников причину своего кораблестроительного хобби.

«Я знаю, Энлиль меня ненавидит, -
Не буду я больше жить в вашем граде,
От почвы Энлиля стопы отвращу я.
Спущусь к океану, к владыке Эйе!
А над вами дождь прольёт он обильно,
Тайну птиц узнаете, убежища рыбы,
На земле будет всюду богатая жатва,
Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь вы узрите воочью»,

— за посулами кроется зловещая двусмысленность, однако Утнапишти лукавил, а не врал. Просто об убежище от рыб он позаботился уже сегодня, а отвернувшимся от Эйи предлагалось осмысливать его нехватку AfterTomorrow.

Оригинальной чертой русских изображений Ноя является деревянное било, которым он созывает животных перед отплытием. «Ангел же Господень принесе ему белцо и рече: «бей в белцо». И ста прямо ковчегу и сотвори тако, якоже повеле ему ангел Господень». Подобное орудие до сих используют в монастырях христианского Востока вместо колокола, а на Русском Севере ещё в 1970-е пастухи гуртовали отбившийся скот, ударяя колотушкой по нагрудной доске. Форма била на миниатюрах к Палее, к Топографии Козьмы Индикоплова рассчитана на извлекать разные тональности. Эдакий звуковой аналог биноминальной системы Линнея. Если Адам поименовал животных, то Ной обязан был сии имена помнить. В лицевой библии А. С. Уварова миниатюру со сбором животных сопровождает надпись: «Ной... стоя у ковчега веяет веяло». А это к чему?

Веяло, likmos — лопата или лоток для веяния хлеба, решето, иногда опахало, веер. Плавно переходим к древнерусским изображениям самого ковчега. Миниатюры Топографии из собраний Барсова, С.- Петербургской и Киевской духовных академий трактуют ковчег как рыболовную вершу, поднятую левой рукой Творца над вскипающими волнами. Вместилище жизни напоминает редкую дранковую корзину, в ячейках которой сосредоточены отобранные пары. Ещё похоже на сотовый узор зернохранилища из Тель-Авайли; на керамический орнамент-плетёнку IV тысячелетия до н. э., нанесённый глянцевитой краской. Ещё — на zohar, опасный световой зазор, вентиляционную решётку ковчега, сквозь которую в конце плавания пробилось солнце. Ной наблюдал zohar изнутри и отнёс световую дифракцию к признакам иссякающего гнева Божия. [...]

Полностью эссе опубликовано в составе альбома: Бондаренко В. А., Худяков К. В., Багдасаров Р. В. ПРЕДСТОЯНИЕ. ДЕИСИС/ Вступ. стт. А. Морозова, Е. Андреевой, диак. А. Кураева. М.: Издательский дом «Военный парад», 2004.

 

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров