deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Предтеча

...Хотя св. Лука утверждает что ааронид Иоанн и давидид Иисус связаны родством, а Четвёртый Евангелист настаивает, что до погружения в Иордан, Крестный не знал своего Крестника, важнее другое — проповедь Окунателя звучала на северо-западном побережье Мёртвого моря в непосредственной близости от пещер Хирбет-Кумрана, где полвека назад обнаружено книгохранилище ессеев. Интерпретация учёными кумранских рукописей, столь же разнообразна, как различно толкование Писания богословами и моралистами, от католиков до мормонов...

[...] Доказав подвигом и смирением, что он воистину «сын Света», «званый к назначенному часу», Иоанн был допущен «надзирателями» к ритуальным трапезам. Эти собрания были не просто приёмом пищи, но частью альтернативного культа, выработанного ессеями после осквернения Иерусалимского Храма «Нечестивым священником» (Александром Яннаем, 103-76 гг. до н. э.). Учитель праведности получил тогда откровение временно воздержаться от участия в общеиудейских жертвоприношениях. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Этот поворотный пункт произвёл религиозную революцию: материальная жертва, как предсказывали ранее пророки, была заменена духовной. Из внешнего Храма служение Богу переместилось во внутреннюю храмину Общины, «святилище человеческое». Стремление к истине вытеснило жертвы всесожжения, правильное рассуждение заместило фимиам воскурений, совершенная жизнь — хлебные дары.

Вместе с физической чистотой кумранским Уставом требовалась душевная. Проявление негативных эмоций — гнев, оскорбления, злоба — сурово пресекалось. Поэтому слова Иисуса о том, что «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет... «рака» [т. е. пустой человек], подлежит синедриону; а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» — есть раскрытие той морали, которой уже полтора столетия придерживались «избранные».

Итак, однажды в середине дня, после обязательного 5-часового труда, Иоанн, наравне с остальными раббим, опоясался льняной повязкой и омыл тело холодной водой. После очищения он впервые вступил в особую залу бывшей villa rustica царя Иудеи, которая затем отошла Общине. Братья молча расселись, пекарь разложил хлеб, повар подал каждому миску. Но пока священник не окончил молитву, никто не притронулся к еде. Любой человек, окажись он снаружи трапезной, был бы удивлён таинственной тишиной, царящей за её стенами.

Каждый избранник, разделявший более чем скромное угощение, знал: вместе с ним незримо восседают Царь и Первосвященник истинного Израиля, которых в муках рождает Община. Её лишения, аскеза, признание всякого удовольствия злом — тучная жертва, высвобождающая пространство-время для восстановления Дома Израилева. Настанет день и сокрытое откроется: они узрят двух помазанников — Кохен-Роша, Жреца-Главу от Аарона и Царя-Машиаха от Израиля. «...никто да не протягивает свою руку, начиная вкушение хлеба и сока прежде Жреца, ибо он благословляет... и протягивает руку к хлебу прежде, а после протянет Помазанник Израиля свои руки к хлебу». Незыблемая очерёдность Мессий навсегда отпечаталась в душе Иоанна. От «мессианского банкета» ессеев до церковной евхаристии рукой подать, между ними — Тайная Вечеря.

Верования в помазанников от Аарона и от Израиля при жизни Иоанна Крестителя сосредоточились у кумранитов на образе Мессии-Искупителя. «Он познает секреты человека, и его мудрость снизойдёт на все народы; он будет знать тайны всех живущих. Все их злоумышления против него обратятся в ничто; а противодействие всех живущих будет велико. Но его замыслы осуществятся, потому что он Избранник Бога, порождение Его и Дух Его Дыхания... Его замыслы — для вечности». На рубеже Рождества Христова усилилось почитание оставившего земную юдоль в 137/136 году до н. э. Учителя праведности, которому ессеи верили как Спасителю. В Конце дней Учитель должен вернуться и тогда ему будет дано право Суда. Возглавив при жизни, подобно Моисею, новый Исход, после вознесения в нематериальный мир, Учитель приобрёл качества светского Мессии, но не по чину Давида, а через Мелхиседека, царя-первосвященника, благословившего праотца Авраама. Кумраниты верили, что раз дух вечного архиерея Мелхиседека некогда вселился в Учителя, то он снова вернётся на землю через 40 лет после своей смерти, т. е. около 97/96 гг. до н. э. Правда, «последний срок продлится долее, чем то, что предсказали пророки, ибо дивны тайны Бога». К моменту вступления Иоанна в Общину повторное воплощение Учителя праведности-Мелхиседека переносилось трижды. [...]

Полностью эссе опубликовано в составе альбома: Бондаренко В. А., Худяков К. В., Багдасаров Р. В. ПРЕДСТОЯНИЕ. ДЕИСИС/ Вступ. стт. А. Морозова, Е. Андреевой, диак. А. Кураева. М.: Издательский дом «Военный парад», 2004.

 

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров