deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Проводник

Попытка Еноха вступиться за ангелов-стражей только усложнила ситуацию. Они становятся демонами, распылёнными по земле, воздуху, томящимися на внутренней сфере земли.

[...] Есть подозрение, что доктрина Бога-Творца усваивается религией Израиля начиная лишь с египетского плена. До оного преобладало восприятие Элохим (букв. «Боги») как «Владыки ветра». Вспомним начало Творения: «...и Дух Божий носился над водами». Дух ruah — «ветер», «дуновение». Восприятие Бога, как бессмертного великого Духа, устойчивая прерогатива шаманизма, — традиции, опоясавшей треть Земли, похоже, с тех самых допотопных времён. Книга, приписываемая авторству Еноха и включённая в Великие минеи четьи Московского царства, — классика шаманских «путешествий» на небо, в тартарары, прошлое, будущее, к узловым точкам планеты... Откуда брал старт отец шаманизма?

Главное, не гнать, идти до конца. Не напролом, но без страха. Совпадение № 1: согласно родословию, toledot , Енохов до потопа жило двое. Сын Каина (причём он родился раньше) и прапраправнук Сифа. Совпадение № 2: именем первенца Каин назвал город, построенный в земле Нод к востоку от Эдема.

Nod, гипотетическая прародина шаманизма, есть не что иное как «странствие, путь, путешествие». Посему наиболее прозорливые толкователи сходились, что речь не об определённой местности, а о символическом наименовании страны изгнания, по которой обречён был скитаться землепашец Каин, убивший брата, скотовода Авеля. То, что по логике оседлости-кочёвки всё должно было происходить наоборот, не смутило ни одного нимбированного экзегета. Из чего извлекается вывод: знали они секрет, но не разглашали.

На пороге великих географических открытий с Нод отождествляется удалённейшая от Эдема область на востоке, Китай. Если же учесть, что традиция шаманизма известна с палеолита, с пресловутого анимизма охотников-неандертальцев, а также, что перешеек на месте Берингова пролива был сухопутным, — каиново странствие продлится до обеих Америк включительно.

Кассету с перформансами чукотских диджеев лучше отложить, но ещё одно совпадение малость беспокоит. Ведь большинство толкователей постановило, что «знамение», наложенное Господом на братоубийцу Каина, выражалось в трясучке. Дёргалась его голова и правая рука. Музыка, обратно, измышлена каиновым отродьем. Чересчур заноситься опрометчиво. Обскурантизм, наложенный экзегетами на каинитов, базировался на частном мнении, что современное человечество не имеет к ним никакого кровно-родственного отношения. А ведь учили святые отцы, что «мнение — второе падение». С годами в допущение каинофобов верилось слабее. Обличительный пыл по отношению к потомкам Каина иссяк.

После отхода ледников ничто не мешало учению Еноха распространиться по Центральной и Юго-Восточной Азии, не говоря о тёплом Тихом океане, где его следы теряются на площадке принадлежащей Баяме, Наивысшему Существу, по мифам австралийских вираджуров. Шаман решает задачу подготовки к самооткрытию, духовному выходу в небо. Енох постоянно открывал себя тому, что почитал высшей силой, ва-кон-да, как зовут её индейцы осаджи. В том хождение пред лицом Бога. Корни анимизма, тотального одухотворения реальности, — в древних культурах, бытие которых регулировалось шаманами: пророками и магическими воинами. Оружие изобрели сыновья Каина.

Открывшись всеобщности жизненного потока, Енох не пытался менять себя, но лишь настраивался, делаясь проводником волений ruah. Духовная радиация не обогащает человеческий материал шамана, свободно источаясь вовне на семью, племя, природу, мир, образуя протяжённость странствия Нод. Лучистые ореолы окружают енохиан на стелах Валкамоники (Брешиа, Италия), равно как в видениях индейцев-хиваро. «Американские индейцы называют Бога всемирным духом — невидимым, всеобъемлющим. Это очень высокое представление и себе самому оставленный дух дальше этого идти не может», — писал святитель Феофан Затворник. [...]

Полностью эссе опубликовано в составе альбома: Бондаренко В. А., Худяков К. В., Багдасаров Р. В. ПРЕДСТОЯНИЕ. ДЕИСИС/ Вступ. стт. А. Морозова, Е. Андреевой, диак. А. Кураева. М.: Издательский дом «Военный парад», 2004.

 

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров