deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Реставратор

...На самом деле горькой было не окончание, а середина жизненного пути Заратуштры. Согласно собственному признанию, он был изгнан земляками и проклят родовым союзом. — В какой земле мне укрыться?.. Как добиться твоей благосклонности, о Мазда-Ахура? — спрашивал он. — Когда же, о Мазда, взойдёт поросль солнца, дабы мир заслужил Ар-Ти, Закон справедливости? Когда явятся могущественные Спасители-Саошьянты? Кому на помощь придут они? Всякий раз, упираясь в стену отчаяния, Заратуштра отвечал: — Ко мне придут они. Ибо тобой я избран для завершения истории, Ахура!...

[...] Ни одна из древних религий не удостоилась такой благосклонности у христианских богословов, как зороастризм или парсизм, как писали раньше. — Наиболее архаичная часть Авесты представляет чистый монотеизм, однако поздние части явно дуалистичны и содержат много компромиссов с более ранними, по сравнению с реформой Заратуштры верованиями, считал католик Р. Петаццони. Зороастрийское представление о Боге ближе к христианскому, чем какое-либо другое учение Востока, утверждает современный протестантский теолог. Парсы исповедуют единобожие, и многие свойства Ахура-Мазды сходны с атрибутами Иеговы. Далее, правда, автор сетует, что «спасение достигается делами человеческими, а не через веру. Если добрые дела парса перевешивают его пороки и проступки, он может взойти на небеса. Проблема греховности человека, таким образом, остаётся нерешённой, и небеса оказываются населены душами неискупленных грешников». Жаль, одним словом, что Заратуштра не знал лютеранского «спасения верой». Впрочем, неведомо оно и Ветхому Завету, а православие этот сомнительный upgrade не признаёт до сих пор. Современный израильский учёный Дан Шапира определяет зороастризм как «религию в целом монотеистическую, но с элементами дуализма в своей психологии и монотеистическую по своей эсхатологии».

Долгое время востоковеды плясали от установки, что зороастризм — религия, выражавшая массовые чаяния скотоводов Восточного Ирана. Может для зороастризма сие верно, но вот для того, что говорил сам Заратуштра, вряд ли. Пастухи общались между собой на племенных диалектах с несложным лексическим словарём. Поэтому искусственный язык Братства, был во всех смыслах закрыт для непосвящённых, ведь он напоминал асмани, общее наречие людей, животных и птиц, утраченный после исхода из Арианам-Ваэджа. Афоризмы же Заратуштры изощрённо-метафоричны, на фрасанг гоня от себя прямое толкование. Вдобавок, он запретил мирянам произносить-заучивать-читать священные стихи.

Истинных преемников Заратуштры следует отделять от жрецов иранского маздеизма, спекулировавших на имени пророка. Продуктом деятельности самого Заратуштры стала не «готовая» религия, а возвышенная доктрина, доступная пониманию лишь членам Маз мага. Следов ее проникновения в массы верующих в историческое время почти нет. Даже если оно имело место, то длилось от силы 2-3 поколения. Гаты, исходившие из уст Заратуштры, подчас производят странное впечатление. Так, гата Ахунавайти излагает учение столь усеченно-осторожно, как никогда не бывает в первичных священных текстах.

Пророк оставил последователям не законченный корпус, а методику его формирования — путь общения с Ахура-Маздой через Амэша Спэнта, Бессмертных Святых, эманации идущие в мир посредством Святого Духа (Спэнта-Манью). «Семеро единогласных, семеро единовластных», имеющих одного родителя и одного повелителя, Амэша Спэнта, — первообраз ангельской иерархии авраамических религий.

Творений Ахура-Мазды
Они — творцы, создатели,
Создатели и хранители,
И стражи, и покровители.

Благой Разум (Воху-Мана), Лучшая Истина (Аша Вахишта), Святое Благочестие (Спэнта-Армайти), Власть Желанная — без насилия — (Хшатра-Варья), Целость-Целостность (Харватат), Бессмертие (Амэрэтат)... Семь столпов ветхозаветного храма Премудрости, семь даров Святого Духа из Апокалипсиса. Так же как Семь Знаков Большой Медведицы, они до сих пор недостижимы для рода людского в целом.

Их помощи Заратуштра приписывал полученное откровение. Но немногие из «лучших людей», которым пророк адресовал своё «неслыханное ранее слово», оказались способны войти во внутренние покои сознания, где пребывала его мысль.

Способ, которым Заратуштра достигал просветления духа неизвестен. Вряд ли пророк уподоблялся тем наследникам, кои ныряли в галлюциногенный транс с грузилом наркотика хаомы. Авестологи давно спорят из чего ж её получали: сок растения эфедра (хвойника), смешанный с молоком, мухоморы, зёрна ячменя, пахучие травы, конопля, белена... К самому Заратуштре это по касательной: он отзывался о хаоме как о мерзком отстое, коим жрецы-карапаны зря морочат людей. Пророк не имитировал чьи-то экстазы. Откровение приходило к нему всякий раз новым путём — не по собственной воле или заведённому ритуалу. [...]

Полностью эссе опубликовано в составе альбома: Бондаренко В. А., Худяков К. В., Багдасаров Р. В. ПРЕДСТОЯНИЕ. ДЕИСИС/ Вступ. стт. А. Морозова, Е. Андреевой, диак. А. Кураева. М.: Издательский дом «Военный парад», 2004.

 

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров