deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Рождающая

...древняя Церковь не только не пыталась эксплуатировать культы многочисленных Астарт, а, напротив, отсекала от образа Божией Матери всё мало-мальски похожее на плодородие и эротику. В результате борьбы за вневременную ипостась Марии, её человеческие характеристики крайне оскудели. Позднее начало почитания Богородицы опровергнуто археологически. Некоторые надписи радуйся, Мария! датируются ещё II веком. И чтили в ней Деву и Матерь одновременно...

[...] Воспитание Марии при Иерусалимском храме принимают за аллегорию, т. к. согласно утверждениям некоторых церковных авторов, она чуть ли не всё время проводила в Святая святых. С данным утверждением сложно: даже первосвященник мог входить в Святая святых единожды за год на Йом-киппур (день Искупления). Еврейские mesdames и mademoiselles не смели ступать далее двора для женщин. Парадоксам традиции, однако, следует верить безоговорочно. Лишь тогда появляется лазейка для понимания.

Подражая родителям пророка Самуила, Иоаким и Анна относились к дочери как к Божьему дару, который отплачивают. Будучи столь упорны в молитвах о ребёнке, вряд ли родители просто отдали Марию в храмовый приют. Окружение, куда входили и левиты, возлагало на неё надежды, аналогичные идее коллективного «древа Иессеева», бытовавшей среди ессеев. Разноколенность Иоакима и Анны была понятной даже для парфян и Египта династической комбинацией. Хасмонеи совмещали в своём лице царей и первосвященников. С Иродами Рим повёл более тонкую игру, не давая двум чинам соединяться. Результатом какой рокировки стало рождение Марии до сих пор неясно: после того как секретный чертёж воплощён, кроки сжигаются... Ожидание Мессии-царя сближало криптоаристократию столицы с Общиной пустынников. История зачатия Богородицы свидетельствует о просчитанности, ритуализованности, которые можно приписать разным факторам, начиная от вмешательства высших сил и кончая владением астрологией. Ныне день рождения Марии отмечается 8-го сентября, т. е. на 8-й день нового церковного лета. В символике шестоднева Творения это начало нового эона, нового цикла.

Когда девочке исполнилось шесть месяцев, Анна решила посмотреть, сможет ли она стоять самостоятельно. Сделав 7 шагов, Мария вернулась к матери. Та же поклялась: «Жив Господь Бог мой! ты не будешь ходить по обычной земле, доколе я не введу тебя в Храм Господень». В трёхлетнем возрасте, родители повели её к храмовому притвору вместе с детьми посвящаемыми Богу. Поскольку Мария была младшей, Иоаким договорился, чтобы остальные девочки держали в руках светильники, которые сделают путь к Храму привлекательным для малышки. Родители следили за любым движением дочери, толкуя их как знаки особого благоволения. Вот Анна поставила её у подножия храмового подиума и та бодро взобралась на ступеньку, навстречу огням; вот она радостно замахала ручками, после того как её благословил один из жрецов.

Сомнительно, чтобы первосвященник, даже если он разделял мессианский энтузиазм Иоакима и Анны, ввёл девочку в действующее Святая святых, да ещё назначил последнее местом её постоянных молитв. Протоевангелие гораздо осторожнее на сей счёт.

В святилище вело 12-ть ступенек, поэтому ничего удивительного, что достигнув половой зрелости, двенадцатилетняя Мария должна была покинуть Храм. Следует перечень мелких деталей: 15 ступенек, 3-я ступень жертвенника и т. п. Возникает законный вопрос: о каком Храме, собственно, речь?

Мария родилась одновременно с замыслом Ирода Великого реконструировать Второй храм. Построенное около 500 лет назад Зоровавелем здание диссонировало с амбициями новой династии. Строительство Третьего (de facto) храма шло поэтапно между 20-м и 10-м годами до н. э. Воспроизводя классический соломонов проект (Первый храм), Ирод лично участвовал в возведении стен и галерей, часами консультировался с израильской элитой, рассчитывая заслужить её доверие. Значение Храма для Палестины и диаспоры оценивалось лишь в превосходной степени: каждому иудею старше 20-ти, где бы тот ни жил, полагалось ежегодно отсылать на Храм взносы.

Планировка Храма Ирода была терпимее к иноверцам: двор для них сильно расширили, сделав его прямоугольным. Подробности перемещения святынь из ветхого здания в новое неизвестны. Великие реликвии народа Божия (Ковчег Завета, «урим и туммим», елей помазания) давно исчезли. Те же ессеи со II в. до н. э. воспринимали конструкцию Храма как символическую сопряжённость праведников.

Начало реконструкции Храма (19 г. до н. э.) совпадает с датой введения туда Богородицы. Год её пребывания завершился празднествами по случаю постройки святилища. Однако до освящения было далеко: предстояло украсить интерьер, причём с пышностью под стать Первому храму, — иначе бы Ирод не стал огород городить. Из 10 тысяч рабочих десятую долю составляли профессиональные каменщики, литейщики, художники, столяры. К ним принадлежал опекун осиротевшей Девы, Иосиф. Его профессию упрощают до плотничества, но сегодня Иосифа скорей сочли бы архитектором, дизайнером. Он вполне мог получить заказ на резьбу горельефов кессонированного кедром потолка центрального нефа.

В художественном пространстве Третьего храма богатство классической скульптуры и орнаментики корналось ножом иудейской символики. Растительные мотивы приобретали черты геометризма, античную пластику теснили оптические эффекты, контрасты светлотности. Последние отделочные работы производились в 28-30-х годах н. э. Вполне вероятно, что в украшении Храма самолично принимал участие отрок, затем юноша Иисус, ибо, как известно, он унаследовал ремесло престарелого Иосифа. Это не унижало достоинства. В иудейской среде даже наиболее родовитые отпрыски владели какой-то профессией. Лоза в притчах Христа скорее относится к декорации Двойных ворот и золотому литью над входом в святилище, чем к будням виноградаря, коим он никогда не был.

В 10 г. Храм торжественно освящают, тогда же его покидает Мария, переселившись по жребию в дом Иосифа. Далее в жеребьёвке участвует сама: девицы колена Давидова добиваются чести прясть для храмовой завесы. Именно эту престижную обязанность используют, чтобы записать Богородицу по прядильному ведомству. Хороша компания «прях»: от греческих богинь до принцесс, боярских дочерей и княгинь XIX века. Прясть, заниматься вышивкой для девушек (женщин) знатного происхождения никогда не считалось унизительным, а иногда даже прямо предписывалось.

Завесами Ирод точно превзошёл Храм Соломона. Ворота святилища были задёрнуты столь внушительной портьерой, что на ней уместилась карта звёздного неба. Святое место при Соломоне отделяла от Святого святых стена. В Третьем храме Ирод по не вполне понятной причине отказался от перегородки. Вместо неё во всю ширину проёма должны были растянуться две завесы. Упрёк, высказанный первосвященником Богоматери, выросшей «в Святая святых», становится внятен. Материя, отгородившая обиталище Шехины, Божественного присутствия, была буквально соткана Марией, прошла сквозь её гибкие пальцы, пропущена под взором её карих глаз, напиталась свежестью девичьего дыхания. [...]

Полностью эссе опубликовано в составе альбома: Бондаренко В. А., Худяков К. В., Багдасаров Р. В. ПРЕДСТОЯНИЕ. ДЕИСИС/ Вступ. стт. А. Морозова, Е. Андреевой, диак. А. Кураева. М.: Издательский дом «Военный парад», 2004.

 

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров