deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Семья

...Кастовое, сословное членение прослеживается практически во всех традиционных обществах древнего мира и средневековья. С разрушением кастовой схемы наступает эпоха Нового времени. Отмена рабства (негры и индейцы считались европейцами потомками Хама), равноправие, эмансипация ознаменовали снятие тысячелетнего порядка распределения власти. К тому же вела проповедь Христа, который поставил апостолов перед дилеммой: «кто хочет между вами быть бoльшим, да будет вам слугою» (Мф 20:26). Таким образом, христиане призывались разделить бремя проклятия, наложенное на потомков Ханаана...

[...] Ошибочно переносить современные понятия о культурно-языковой общности на Таблицу народов из 10 главы Бытия. Она возникла не ранее VII века до н. э. как приложение к политической программе Иудейского царства. Почему ассирийские города Ниневия и Кальху приписаны к владениям сыновей Хама, а Ашшур, построенный одноимённым хамитом, попал в удел Сима? Расология и сравнительное религиоведение ни причём. Ответ даёт история: именно Ашшур в VIII-VII вв. до н. э. сопротивлялся завоеваниям ассирийской державы, в итоге поглотившим Израиль.

Список семитов возглавляют силы, дружественные Иудее: Элам, Лидия, арамеи. Иафетов удел, — Иран, Малая Азия, Греция и т. д., — нейтрален (часто по причине отдалённости): киммерийцы, мидяне, ионийцы, тибарены, мосхи, этруски, скифы, пафлагонцы, армяне, жители Кипра и Тартесса на юге Пиринеев, дорийцы. Зато среди потомков и стран Хама сплошь враги: ассирийские и финикийские (ханаанские) города, Вавилон, Египет.

После того как в середине V столетия до н. э. сложился канон Торы, международная обстановка менялась неоднократно. С II-I веков до н. э. отдельные секты иудаизма (ессеи) всерьёз готовились сражаться против всех потомков Ноя вместе взятых, включая вроде бы родственных семитов. Та же интерпретация действует на этноконтинентальной карте средневековья, с той разницей, что во главе угла уже не Израиль, а Европа, «наследство Иафета», к потомкам которого относила себя белая раса. «Семитская» Азия успешно колонизируется («да вселится Иафет в шатрах Симовых»), а «хамитическая» Африка исправно поставляет рабов для колоний: «проклят Ханаан, [сын Хама], раб рабов он будет у своих братьев!».

Оригинальный пасьянс из ноева потомства на сукно внешней политики выкладывает русская летопись. К Симу относит чужедальних Аравию, Персию, Индию и прочих поставщиков пряностей. К Хаму — значительную часть византийских владений, на которые, вероятно, был втайне положен глаз: Киликию, Памфилию, Писидию, Мизию, Ликаонию, Фригию, Ликию, Карию, Троаду, Вифинию, Кипр, Сардинию...

Ну, а в «афетовы полунощныя страны и западныя» вошло то, что уже принадлежало, либо могло прилипнуть путём династических комбинаций, военных союзов, послевоенных аннексий. Угро-финские (чудь, мордва), славянские (ляхи), и романо-германские (прусы, фряги) племена в такой антропологической связке оказывались ближайшими родственниками... Любо!

Ближайшей аналогией к библейским расоначальникам являются братья-основатели скифской федерации Липоксай, Арпаксай и Колаксай, от которых вели начало племена авхатов, катиаров с траспиями и паралатов. В их царствование, как указывает Геродот, «с неба упали» три золотых предмета: плуг с ярмом, секира и чаша, доставшиеся младшему. Археолог Д. С. Раевский сопоставил этот рассказ с обычаем кельтов, передавая наследство по праву минората*, вручать плужный ламех, топор и котёл. И у скотоводов, и у земледельцев условием возникновения минората, как правило, является обширность владений при редкой заселённости.

Но кто из троих сыновей Ноя был младшим? Зона плохой видимости. Хотя Библией им вполне определённо называется Хам, толкователи, — иудеи, христиане и мусульмане, — пробуют на эту роль другие кандидатуры. Предпочтение младшего сына старшему для Торы дело обычное. Взаимоотношения Исаака и Измаила, Иакова и Исава, соперничество между Вениамином и Иосифом Прекрасным, Ефремом и Манассией, Фаресом и Зарой, Давидом и остальными сыновьями Иессея, Соломоном и Адонией подтверждают мысль об изначальном минорате у евреев, заменённом впоследствии на майорат. Отчего и возникла нужда в его оправдании post factum. Свидетельство о распределении власти между Симом, Хамом и Иафетом исходит из той же книги, что чуть ранее поведала о принижении старшего Каина перед младшим Сифом. Посему лучше копать не в направлении «кто старше?», а «что за результат?» и «какова мораль?». [...]

* Преимущественное право младшего сына на наследование в противоположность майорату, где правопреемником выступает старший сын.

Полностью эссе опубликовано в составе альбома: Бондаренко В. А., Худяков К. В., Багдасаров Р. В. ПРЕДСТОЯНИЕ. ДЕИСИС/ Вступ. стт. А. Морозова, Е. Андреевой, диак. А. Кураева. М.: Издательский дом «Военный парад», 2004.

 

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров