deisis/ПРЕДСТОЯНИЕ

Ученица

...Экстраординарная близость Магдалины к Христу, задействованность в ключевых эпизодах его жизни, служит мощным барьером для покушавшихся на её образ, но та же близость зачастую выставляла «Апостола Апостолов» (как именует Марию Католическая церковь) в ложном свете. Распутывание её жизни похоже на дознание, растянувшееся на две тысячи лет, где истина забрезжила совсем недавно, когда о некоторых вещах стало можно говорить и, страшно вымолвить... думать.

[...] Кто же такая Магдалина? Будучи сестрой Марфы и Лазаря, Мария часто гостила у них в Вифании, пригороде Иерусалима. В доме имелся большой сад с пещерным гротом (где хоронили Лазаря). Иисус часто навещал сестёр, а те устраивали в честь учителя многолюдные (и не очень) собрания. Так что Вифания была своеобразной штаб-квартирой сначала для ближнего, а в последние годы жизни Иисуса и для дальнего круга. Дружественная Христу семья принадлежала к элите. Достаточно вспомнить, что ближайшей подругой Магдалины была мироносица Иоанна, жена Хузы, управителя Ирода Антипы. Потенциально к высшему обществу принадлежал и Иисус, но он не мог до поры выйти из тени, прекрасно помня о вифлеемской резне, которую учинил из-за него Ирод Великий (предшественник Антипы).

Сопровождая Христа, Магдалина и прочие почитательницы «служили ему», т. е. попросту финансировали учительскую деятельность Божьего избранника. Расходы требовались порой внушительные: одна проповедь в Тивериаде собрала около пяти тысяч человек, а после вся толпа двинулась за Мессией в Капернаум. Грубо говоря, подвижничество группы мироносиц — и их мужей (ибо кто, в то время, позволил бы путешествовать незамужним еврейкам?) — сравнимо с финансированием выборной кампании фаворита президентской гонки.

В противовес евангелиям, где подчеркивается аристократизм Магдалины, его ожесточённо отрицают греко-римские и иудейские противники христианства. «Простой женщиной, которая прибыла из какой-то весьма жалкой деревушки» называет Марию философ Порфирий, а талмудические ребе вообще смешивают её с Богородицей, демонстрируя полнейшую брезгливость к россказням минов (христиан).

Неприязнь иудеев к «спутнице Господа» (как она названа Евангелием от Филиппа) вполне объяснима: они считали христиан еретиками, раскольниками собственной религии. Но откуда такая горячность у холодновато-снисходительных граждан Вечного города? Всё из-за пресловутой аудиенции Магдалины у императора (- и дались же кесарю палестинские крестьянки!). После неё Тиберий пожелал включить Христа в шпалеру чтимых богов. Однако римский Сенат воспротивился и провалил голосование. Мария автоматически перешла в разряд non grata.

Заметим, что оппоненты христианства не преминули бы пройтись по поводу «блудного» прошлого. Их молчание красноречивей любых доводов защиты.

По свидетельству «Золотой легенды» (католического сборника житий святых), отца Марии звали Сир, а мать — Евхария. Это персидское и греческое имена, поэтому их историчность вызывает сомнение. Скорее они намекают на посвящённость Магдалины в какой-то культ неиудейского происхождения. Недаром, евангелия и философы-неоплатоники дружно твердят об изгнании из неё Иисусом семи бесов. Символизм семи указывает на число языческих божеств: древним было доступно для наблюдения семь планет, составлявших астрологический фундамент множества пантеонов.

Трудно сказать кому втайне служила Мария, — Иштар, Иннане, Исиде, Кибеле, — но в любом случае, с точки зрения Единобожия это было отступничеством, а её возвращение к вере праотцев Христом — чем-то сродни экзорцизму. Служители Иштар проходили через семь степеней инициации. Посвящения надо было заслужить, но и избавиться от них был не так просто. Адепт имел право лишь включить их в высшую, ещё более эффективную систему.

Магдалине пришлось осознать магические дары своего прежнего увлечения как препоны на пути духовного восхождения. Она называет их «семью господствами гнева» в собственном Евангелии от Марии: тьма, вожделение, незнание, смертная ревность, царство плоти, лукавство плоти и яростная мудрость. В каноническом Евангелии имена демонов не раскрыты, но зато Иисус изрекает там притчу о «семи духах злобы», поселившихся в «выметенном доме» (очищенной душе Марии). Магдалина была весьма образованной и начитанной дамой (на средневековых картинах её тонкие пальцы листают книгу) и тайно переметнуться в чужую веру её заставили сомнения, которые никто из книжников-законников не мог, увы, развеять. Камнем преткновения, судя по всему, явилось учение о Машиахе: слишком уж разноречивыми и несогласованными друг с другом выглядели пророчества о нём Ветхого Завета. С психологической точки зрения, Иисус должен был привести какие-то неотразимые аргументы, чтобы прекрасная отступница (а Магдалина была божественно красива) согласилась вернуться в лоно ортодоксальной религии. Из Евангелия известно, что конечным аргументом Христа всегда служила его собственная личность. Видимо, Иисус раскрыл Марии тайну царского родословия и своего сыновства небесному Отцу, после чего она превратилась в его ближайшую и преданнейшую ученицу.

История покаяния Магдалины была широко известна первым христианам. Она-то и стала (приблизительно с VI века) причиной рокового отождествления Марии с «блудницей». Среди манускриптов Наг Хаммади имеется довольно пикантное «Толкование о душе», которое несёт отголосок древней мистерии. В таинстве покаяния душа переживает освобождение от прежних ошибок и радостное обновление. Всё описано при помощи сексуально-брачной символики. Пребывая у Отца на небесах, душа имела мужеженскую (андрогинную) природу, а спустившись в тело, утеряла изначальную целостность, стала женщиной и осквернила себя блудом. Когда она повинилась, Отец послал душе небесного Жениха (Иисус часто уподоблял себя жениху) — её утраченную при падении мужскую половину. Через соединение с ним душа обретает новое единство, спасается и возвращается к Небесному Отцу.

Для современной эпохи эти идеи адаптировал Карл Густав Юнг. Вместо фрейдовских гениталий, с помощью коих тот пытался разгадать секреты личности, он создал теорию об аниме и анимусе, женской и мужской половинах души. Психоанализ по Юнгу отличается от психоанализа по Фрейду так же как блудница из «Толкования о душе» от кающейся Магдалины Рубенса. [...]

Полностью эссе опубликовано в составе альбома: Бондаренко В. А., Худяков К. В., Багдасаров Р. В. ПРЕДСТОЯНИЕ. ДЕИСИС/ Вступ. стт. А. Морозова, Е. Андреевой, диак. А. Кураева. М.: Издательский дом «Военный парад», 2004.

 

автор идеи, продюсер:
Виктор Бондаренко

художник:
Константин Худяков

автор текстов, консультант:
Роман Багдасаров